Порядок наложения ареста на судно и освобождение судна из под ареста

Все процессуальные вопросы, возникающие в связи с арестом судна, регулируются законодательством государства, в котором был осуществлен арест или сделано заявление о наложении ареста. При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения, их определяет арбитражный и третейский суды. Такой арест называют обеспечительными суд, наложивший арест некомпетентен рассматривать спор по существу, то гарантия или иное финансовое обеспечение, выданные для освобождения судна, должны содержать указание на то, что они предоставлены в качестве обеспечения исполнения судебного решения, которое может быть вынесено судом, компетентным рассматривать спор. Поэтому Конвенция 1952 г. предусматривает возможность установления судом, осуществившим обеспечительный арест, срока для предъявления иска к должнику в компетентном суде, либо если стороны договорились передать спор для разрешения в конкретный суд или арбитраж, то установить срок, в течение которого лицо, имеющее требование, может предъявить иск. Конвенция 1952 г. устанавливает общее правило о недопущении повторного ареста судна по одному и тому же требованию одного и того же лица и в пределах юрисдикции одного или нескольких договаривающихся государств, ст. 392 КТМ РФ предусматривает возможность повторного ареста судна, если только:

1) размер обеспечения по тому же морскому требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна;

2) лицо, которое предоставило обеспечение, не в состоянии выполнить свои обязательства полностью или частично;

3) судно, которое арестовано, или обеспечение, которое предоставлено, освобождено: по просьбе или с согласия лица, имеющего право на морское требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия; в связи с невозможностью лица, имеющего право на морское требование воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

Допускается возможность ареста другого судна этого же судовладельца и только в трех случаях: при недостаточности полученного обеспечения; невозможности исполнения обязательства лицом, предоставившим обеспечение; освобождения арестованного ранее судна.

Международная конвенция об аресте судов 1999 г. Защита владельца арестованного судна.

1. 10 мая 1952 г. в Брюсселе была принята Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к аресту морских судов, которая вступила в силу 24 февраля 1956 г. и участниками которой являются 62 государства. Россия присоединилась к Конвенции только в 1999 г. Конвенция состоит из 18 статей, причем статьи 12 – 18 касаются вопросов вступления в силу Конвенции для каждого из государств-участников, депозитария, поправок, денонсации и т.д. Ограничивает право наложения ареста на морские суда в обеспечение имущественного требования только морскими требованиями, к которым относятся: возмещение ущерба, причиненного в результате столкновения судов; причинение личного вреда; спасание; договоры перевозки; договоры найма или использования судна; ущерб, причиненный грузу или багажу; снабжение судна и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна и т.д. Конвенция 1952 г. не устранила многих различий в порядке и процедуре ареста морских судов. Учитывая, что не все страны участвуют в этой конвенции и вопросы ареста судов ими регулируются по-разному или возможность ареста судна по любым долговым требованиям кредиторов, при всем разнообразии документов, как по форме, так и по содержанию для осуществления ареста, все это привело к необходимости принятия новой конвенции. Новая Конвенция, признав перечень морских требований «закрытым», дополнила его пятью новыми требованиями, касающимися ущерба окружающей среде; расходов по подъему затонувшего судна; страховой премии, уплачиваемой собственником судна или фрахтователем по димайз-чартеру; любого спора в связи с договором продажи судна и комиссионного, брокерского или агентского вознаграждения, уплачиваемого собственником или фрахтователем судна по димайз-чартеру. Конвенция 1999 г. еще не вступила в силу, для этого требуется всего лишь 10 ратификаций.

2. Согласно п.1 ст. 393 КТМ РФ суд, арбитражный суд или третейский суд по морским делам может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста обязать лицо, требующее ареста или продления ареста судна, предоставить обеспечение в размере и на условиях, которые могут быть определены судом, арбитражным судом или третейским судом, в связи с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате ареста судна, в том числе в результате незаконного или необоснованного судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за которые такое лицо может нести ответственность.

Положения данной статьи в отношении предоставления встречного обеспечения не распространяются на капитана судна и других членов экипажа по требованиям в связи с заработной платой и другими суммами, причитающимися им за работу на борту судна. По ходатайству ответчика арбитражный суд, допуская обеспечение иска, может потребовать от лица, обратившегося с заявлением об обеспечении иска, предоставить обеспечение возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: