Цель организации лежит за пределами самой организации. Цель должна находиться в общественном окружении, потому что организация есть орган общества. Решающее значение для организации имеет то, что считает ценностью для себя и приобретает покупатель. Покупатель, т.о., есть фундамент организации, дает ему работу и поддерживает его существование. Чтобы удовлетворить желания и нужды потребителя, общество доверяет ресурсы деловой организации.
Цели имеют иерархию (дерево целей). Система целей организации – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных общих и специфических целей (т.е. подразделяются на общие и специфические цели).
Все многообразие целей, которые организация преследует в своей деятельности, может быть типизировано по следующим критериям:
1. по степени важности (период установлении; время достижения):
· стратегические - ориентированы на решение перспективных проблем;
· тактические - промежуточные по отношению к стратегическим, например, проведение капитального ремонта;
|
|
· оперативные;
2. По содержанию:
· технологические - компьтеризация, внедрение гибких технологий;
· экономические - финансовая устойчивость предприятия, рост прибыльности работы;
· социальные - создание благоприятных условий труда, налаживание отношений социального партнерства и.д.;
· научно-технические цели - например, доведение уровня качества выпускаемой продукции по уровня мировых стандартов;
· политические.
3. По среде воздействия: внутренние; внешние.
4. По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные, прочие.
5. По измеримости: количественные, качественные.
6. По иерархии: цели организации, структурных подразделений.
7. По роли в жизни организации:
· необходимые цели – достижение существенно влияет на положение организации, подразделений, работников;
· желаемые цели – достижение улучшает существующее положение;
· возможные цели – достижение в данный момент принципиально ничего не меняет, но имеет значение для будущего развития.
8. По степени повторяемости: постоянные, разовые.
9. По стадии жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение.
Принципы управления по целям формулируются исходя из следующих предпосылок:
· система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;
· каждый руководитель, от высшего до первого уровня, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей;
· цели и задачи всех менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их выполнению;
· менеджеры и исполнители совместно формируют функции и добиваются их выполнения путем взаимных консультаций; в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.
|
|
Содержание планирования как функции менеджмента. Виды и этапы планирования.
Функция планирования является номером один в менеджменте. Планирование помогает ответить на четыре важных вопроса.
1. Что хочет представлять из себя организация?
2. Где организация находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности?
3. Куда она собирается двигаться?
4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?
Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных).
Этапы: Постановка цели, планирование, принятие решений, организация, реализация, контроль.
Планирование зависит от целей и стратегии развития организации.
По широте охвата:
· корпоративное планирование (для всей компании в целом);
· планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);
· планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).
По функции:
· производственное;
· финансовое;
· кадровое;
· маркетинговое.
По подфункции (например, для маркетинга):
· планирование ассортимента;
· планирование рекламы;
· планирование продаж.
По временному периоду:
· долгосрочное планирование - 5 лет и более;
· среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;
· краткосрочное планирование - до года.
По степени детализации планов:
· стратегическое планирование;
· оперативное или тактическое планирование.
По обязательности выполнения:
· директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;
· индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
1. Анализ и оценка внутренней и внешней среды фирмы:
а) определяется главные компоненты среды, которые могут влиять на ее действие;
б) сбор и отслеживание информации по факторам;
в) прогнозы будущего состояния.
2.Фирма устанавливает ориентиры деятельности: видение, комплекс целей, миссия (цель, для которой фирма существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде);
3.Стратегический анализ – сравнение целей с результатами анализа внешней среды и определение разрыва между ними;
4.Выбор одной их альтернативных стратегий.
5.Подготовка окончат стратегии плана деятельности фирмы.
6.Среднесрочное планирование.
7.Годичные и оперативные планы.
8.Этап контроля.