По дисциплине «Теоретические основы менеджмента»
1. Понятие и сущность менеджмента.
2. Организация как объект управления.
3.Внутренняя и внешняя среда организации.
4. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
5. Цели организации и их классификация. Требования, предъявляемые к целям. Принципы управления по целям.
6.Принципы управления.
7.Основные школы менеджмента, их характеристика.
8.Процессный, системный и ситуационный подходы.
9. Содержание планирования как функции менеджмента. Виды и этапы планирования.
10. Организация как функция менеджмента. Делегирование задач и полномочий.
11. Мотивация как функция менеджмента.
12.Содержательные и процессуальные теории менеджмента.
13. Контроль как функция менеджмента. Виды и задачи контроля.
14. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
15.Экономические методы менеджмента.
16.Общая характеристика социально-психологических методов управления, их классификация.
|
|
17.Понятие власти и формы власти. Источники её формирования.
18. Лидерство в управлении организацией. Лидер и менеджер.
19.Коммуникация в управлении: сущность, виды; коммуникационные стили и сети.
20.Понятие и классификация управленческих решений.
21. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
22. Методы принятия управленческих решений.
23. Понятие и характеристика основных стилей управления.
24. Организационные структуры управления: понятие, основные типы.
25.Организационная культура, ее виды, процессы формирования и изменения.
Сущность и задачи менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент.
Понятие «менеджмент» имеет широкую трактовку.
Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:
- как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;
- как область научного исследования. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.
|
|
- как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации и реализация;
- определение конкретных целей развития организации;
- постоянный поиск и освоение новых рынков;
- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Существуют процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
Управленческий труд -обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.
Управленческий труд — преимущественно интеллектуальный труд, включающий оценку и проектирование решений.
Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.
Объектом управленческого труда являются люди.
В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые - здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д.
Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд - это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала.
Конечный продукт управленческого труда - решения, определяющие меры управляющих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные.