Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации

 

Мотивация – процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации, как средства удовлетворения их собственного желания.Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника.

Содержательные теории мотивации -теории мотивации, ориентированные на определенные потребности и связанные с ними факторы, определяющие поведение людей.

1. Теория мотивации потребностей А. Маслоу. у спех побуждения работников к производительному зависит от того, на сколько правильно учтены актуальные потребности человека. Все потребности человека делятся на 5 категорий. 1. Физиологические - еда, вода. жилье, отдых и т.д. 2. Безопасность и уверенность в будущем - защита от физических и психологических посягательств со стороны окружающего мира, а также уверенность в том, что в будущем физиологические потребности будут удовлетворены. 3. Социальные - к ним относится чувство принадлежности к социальной группе и увлечениям. 4. Уважение к себе - потребность в личных достижениях, компетентности, признании и уважении со стороны окружающих. 5. Самоуважение - это потребность самовыражения, реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности низшего уровня должны быть удовлетворенными до того как потребности высшего уровня начнут влиять на мотивацию.  

2. Теория ERG Альдерфера. существует три группы потребностей:

Потребности существования. Они как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности и физиологические потребности.

Потребности связи - отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей и т.д. К этой группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу.

Потребности роста - аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности и самосовершенствованию.

Отличие между теориями Маслоу и Альдерфера состоящее в том, что по теории Маслоу движение потребностей происходит только снизу вверх, а Альдерфер считал, что движение возможно в обе стороны. Если каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.

3. Теория потребностей МакКлелланда.представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации Маслоу. Его модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней.

Он исходил из того, что людям присущи три потребности: Потребность власти (потребность властвовать) - выражается как стремление воздействовать на других людей. Потребность успеха (потребность достижения) - удовлетворяется в процессе доведения работы до успешного завершения. Потребность причастности (потребность соучастия) - выражается в стремлении человека принять участие в решении наиболее важных задач организации.

4. Двухфакторная теория Герцберга. Мотивация связана с характером и содержанием работы и зависит от:

гигиенических факторов (“факторы здоровья”) - связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, и включает в себя: стиль руководства, статус, правила, распорядок и режим работы, зарплату, отношения с коллегами и подчиненными;

мотивирующих факторов (“факторы удовлетворители”) - связаные с самим характером и сущностью работы. Это трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: