Контроль как функция менеджмента

ПРОГРАММА

ИНТЕГРИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА №1

по специальности  1-26 02 02 «Менеджмент»

со специализацией 1-26 02 02 12 «Управление персоналом»

Экзам
 
 

 


2017


Программа составлена на основе типовых учебных программ по учебным дисциплинам (учебных программ учреждения высшего образования): «Основы менеджмента», утв. 08.01.2011 г., регистрационный № ТД-Е-292/тип., «Экономика организации (предприятия)» для учреждений высшего образования, утвержденной 04.05.2011, регистрационный №ТД-Е.343/ТИП. «Управление персоналом» утв. 10.12.2012 г. регистрационный № ТД-Е-462/тип.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

Гришко Н.И., к.т.н., доцент кафедры экономики и менеджмента

Иванова Ю.В., доцент кафедры экономики и менеджмента

Коган А.А. к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экономики и менеджмента

(протокол № 6 от 21.01.2017)

 

Советом факультета международных экономических отношений и менеджмента (протокол № 5 от 25.01.2017)

 





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Образовательного стандарта Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-26 02 02 «Менеджмент. Квалификация менеджер-экономист» и утвержденных в установленном порядке учебных программ по дисциплинам специальности: «Теоретические основы менеджмента», «Управление персоналом»; «Экономика организации (предприятия)».

Итоговая аттестация выпускника Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» включает защиту дипломной работы и государственный экзамен по специальности и специализации, что позволяет определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

Целью государственного экзамена является проверка уровня и качества теоретической и практической готовности выпускника к решению следующих профессиональных задач. Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

Государственный экзамен проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии по билетам, содержащим вопросы по отдельным дисциплинам специальности в соответствии с содержанием настоящей программы.

 



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДИСЦИПЛИНА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Понятие и сущность менеджмента

Содержание понятия менеджмента. Необходимость менеджмента как критического ресурса организации. Подходы к определению сущности менеджмента. Субъект и объект управления. Конечная цель, основная задача и предмет менеджмента.

 Организация как объект управления

Понятие организации. Классификация организаций. Общие характеристики организаций (наличие, привлечение и использование ресурсов; зависимость от внешней среды; внутренняя среда; разделение труда; подразделения; необходимость управления). Формальная и неформальная группы организации.

 

Внутренняя и внешняя среда организации

Менеджмент и внешняя среда организации: внешняя среда прямого воздействия; внешняя среда косвенного воздействия. Менеджмент и внутренняя среда организации. Элементы внутренней среды организации.

 

Менеджеры в системе управления организацией

Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Разделение управленческого труда (функциональное, структурное, технологическое и профессионально-квалификационное).

 

Принципы управления

Принципы менеджмента: понятие, требования к формулировке. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента. Классификация принципов. Общие принципы управления. Принципы управления современным предприятием, их состав и системность.

 

Целеполагание в системе менеджмента организации

Цели организации и их классификация. Требования, предъявляемые к целям. Миссия и цели организации: понятие, взаимосвязь. Принципы управления по целям.

 

Основные школы менеджмента

Вклад научной и административной школы в современную теорию управления. Школы человеческих отношений и поведенческих наук Основные теории и концепции. Вклад школ человеческих отношений и поведенческих наук в современную теорию управления.

Процессный, системный и ситуационный подходы

Содержание и этапы развития процессного подхода. Сущность системного подхода. Концепция ситуационного управления.

 

Содержание планирования как функции менеджмента

Функция планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования. Система планов.

 

Организация как функция менеджмента

Делегирование задач и полномочий.Основные задачи и компоненты функции организации. Функция организации и проектирование работы. Взаимозависимости работ. Этапы проектирования работы. Методы и модели проектирования работы.

Мотивация как функция менеджмента

Понятия мотива и содержание функции мотивации. Требования к механизму мотивации. Стимулы, регуляторы и мотивы. Основные методы мотивации труда.

Содержательные и процессуальные теории менеджмента Содержательные теории моти­вации: иерархия потребностей по А. Маслоу, теория МакКлелланда. теория Герцберга. Сопоставление содержательных теорий мотиваций, их недостатки. Процессуаль­ные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

Контроль как функция менеджмента

Понятие функции контроль. Упреждающий и результирующий контроль. Задачи стратегического, тактического и оперативного контроля. Сферы и объекты контроля. Этапы реализации контроля. Принципы и эффективность контроля.

 

Организационно-распорядительные методы менеджмента Организационно-распорядительные методы управления, в т.ч. методы организационного воздействия (регламентирование; организационное нормирование; организационно-методическое инструктирование); методы распорядительного воздействия (приказ, постановление, распоряжение, указание); методы дисциплинарного воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: