Программа учебной психолого-диагностической практики
(3 курс)
Предлагаемая психолого-диагностическая практика относится к учебным видам практики, где основное время студентов регламентировано заданиями по наблюдению, изучению, анализу различных сторон и проявлений отдельной личности или группы.
Развитие основных групп профессиональных умений студентов в процессе практики предполагается реализовать через организацию целостного анализа психики диагностируемого, необходимость которого неоднократно указывалась в работах отечественных и зарубежных ученых.
Цель практики – знакомство студентов с целостным диагностическим процессом.
Задачи практики:
1. Актуализировать и расширить знания студентов в области психодиагностики детей.
2. Развить диагностические умения студентов, включающие четыре компонента: проектировочный (умение анализировать запрос на диагностику и др.), содержательно-организационный (умение собрать данные об объекте диагностики), аналитико-результативный (умение обработать, проанализировать и интерпретировать результаты и др.), прогностический (умение составить прогноз и дать рекомендации).
|
|
3. Развивать профессиональную рефлексию у студентов.
Задания психолого-диагностической практики:
1. Составить 2 кейса, включающие в себя описание и варианты разрешение определённой психологической проблемы респондентов.
ВСЕГО РЕСПОНДЕНТОВ ДОЛЖНО БЫТЬ 2, КЕЙСЫ НА КАЖДОГО ИЗ КОТОРЫХ ОФОРМЛЯЮТСЯ ОТДЕЛЬНО!
Кейс включает в себя следующие компоненты (Приложение 1):
2. Первичные данные о респонденте (имя, возраст, дата обращения). Респондентом не может быть родственник.
3. Жалоба и запрос респондента.
Пример:
3.1.
Жалоба: мне очень плохо, я схожу с ума.
Запрос: понять природу и получить помощь в избавлении от негативного состояния, найти ресурсы.
3.2.
Жалоба: мне очень страшно выступать перед публикой, чувствую ужас.
Запрос: понять природу страха публичных выступлений и получить помощь в развитии уверенного публичного выступления.
4. Сбор анамнестических данных.
Основные категории:
социальная ситуация семьи (полная семья, в разводе, характер взаимоотношений между отцом и матерью);
характер взаимоотношений с матерью и отцом (свободное повествование);
наличие братьев/сестер в семьи и характер взаимоотношений с ними;
особенности школьного периода (учеба, дружба, отношения со сверстниками, основные достижения и проблемы, мечты и желания, наличие романтических взаимоотношения и их особенности);
особенности послешкольного периода при его наличии (основная деятельность, адаптация в условиях университета/колледжа, наличие романтических взаимоотношения и их особенности, взаимоотношения с семьей);
|
|
отношение респондента к жизни, дружбе, любви, миру в целом;
свободное повествование респондента.
5. Анализ жалобы:
Пример:
5.1. Жалуется на перепады в настроении; подавленное настроение, вызывающее чувство неудовлетворенности жизнью в целом;
5.2. Себя Анна воспринимает как личность самодостаточную, предпочитающую самостоятельно решать свои проблемы и чужие;
5.3. В результате консультации хочет получить рекомендации относительно стабилизации настроения и формулировки своих целей в будущем.
5.4. Клиентка не стремится к анализу причин подавленного настроения, но обозначает проблему: ожидания и мечты романтических «приключений» «подпитывают» ее и придают смысл жизни, но в настоящее время это ее уже не устраивает и хочется большего.
6. Переформулирование жалобы в запрос:
6.1. Нарушения в сфере детско-родительских отношений (вытеснение эмоций по отношению к отцу и матери).
6.2. Трудности с доверием: страх обременить других заботами о своем здоровье, страх быть обузой.
6.3. Страх вступления во взаимодействие с представителями противоположного пола, предположительно вытекающий из проблем с доверием.
Пример переформулирования жалобы в запрос
(этапы переформулирования):
Жалоба | Запрос от лица клиента | Запрос (общий) |
Мой брат – глупый, никчемный и с ним трудно разговаривать. Надоело, бесит. | Я испытываю негативные эмоции из-за того, что контакт с моим братом затруднен. | Нарушение функциональности внутрисемейных взаимоотношений. Выбор адекватно ситуации паттернов поведения. |
Подруга перестала меня понимать и поддерживать. Как ее исправить? | Я испытываю неприятные ощущения из-за того, что мое взаимодействие с подругой не приносит нужных результатов. | Нарушение межличностного контакта. Поиск ресурсов личности для самподдержки. |
7. Подбор диагностического инструментария.
Рекомендованный список диагностического инструментария (Приложение 2):
7.1. Беседа (пункт 4. Сбор анамнестических данных).
7.2. Проективные методики.
7.3. Строго формализованные методики.
Необходимо подобрать диагностический инструментарий адекватно ситуации (1 проективный метод и 2 формализованные ИЛИ 2 проективных метода и 1 формализованная ).
Пример:
Запрос | Варианты диагностического инструментария |
Нарушение функциональности внутрисемейных взаимоотношений. Выбор адекватно ситуации паттернов поведения. | Проективные: 1. Семейная социограмма (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.); 2. Дом-дерево-человек; Формализованная: 3. Оценка копинг-стратегий (Э. Хайм). |
Нарушение межличностного контакта. Поиск ресурсов личности для самподдержки. | Проективные: 1. Незаконченные предложения Сакса-Леви; Формализованная: 2. Ценностные ориентации личности (Рокич); 3. Опросник ИЖС (индекс жизненного стиля). |
8. Качественный анализ пройденных методик (Приложение 1).
9. Оценка полученных результатов (Приложение 1).
10. Построение диагностического заключения.
Пример:
Нарушение в сфере детско-родительских отношений.
Нарушение баланса «базальное доверие / недоверие к миру» (по Э. Эриксону).
Высокая значимость близких, межличностных отношений и острое переживание их отсутствия.
Эмоциональные нарушения в форме проявления закрытости и трудностях в самораскрытии перед другими.
Или:
Целью психологического исследования явилось изучение особенностей личности. Для решения поставленных задач были использованы следующие проективные методики: «Hand-тест» склонность к «открытому агрессивному поведению» и тест «Незаконченные предложения» Сакса и Леви.
|
|
При проведении психологического исследования испытуемый жалоб не предъявляет. На сотрудничество с психологом идет легко, устанавливая неформальный контакт, настроение ровное, спокойное. Эмоциональные реакции адекватны ситуации, достаточно нюансированы, инструкции понимает с первого раза, темп работы хороший, уровень трудоспособности высокий. Мотив исследования сформирован, устойчив.
В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные:респондент не склонен к проявлению открытой агрессии. Демонстрирует тенденцию к проявлению агрессии, можно предположить, что человек склонен к агрессии к близким людям, но при общении с незнакомыми людьми агрессия хорошо контролируется. Степень личностной дезадаптации – 4 (при норме до 6). Тенденция ухода от реальности – в норме (1).
Основные области конфликта и неблагополучия проявились в 9 сферах – отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, отношения с друзьями, сексуальные отношения, отношения с семьей, отношения с матерью, чувство вины.
Вывод: таким образом, личностными особенностями испытуемого является отсутствие склонности к проявлению открытой агрессии и достаточный социальный контроль, возможно, проявление к агрессии к близким людям.
11. Прогнозирование состояния обследуемого.
11.1. Сохранение неблагоприятных условий с высокой вероятностью может привести к дальнейшему отчуждению в отношениях с матерью, нарастающим трудностям в отношениях с противоположным полом, к дальнейшим, более выраженным перепадам настроения, а также к алкоголизации.
11.2 При налаживании доверительных отношений с матерью возможна положительная динамика в принятии помощи со стороны окружающих, а также принятие на эмоциональном уровне лиц противоположного пола.
11.3 Эскалация неблагоприятных условий и факторов, под воздействием которых находится клиентка, может привести к невротизации личности.
12. Формулирование рекомендаций по результатам психологического обследования.
|
|
Пример:
Рекомендуется коррекционная работа с психологом:
работа над доверительными, эмоционально открытыми отношениями с близкими (матерью, противоположным полом);
проработка отдельных аспектов детско-родительских отношений.