Пример переформулирования жалобы в запрос

Программа учебной психолого-диагностической практики

(3 курс)

 

 

Предлагаемая психолого-диагностическая практика относится к учебным ви­дам практики, где основное время студентов регламентировано заданиями по наблюдению, изучению, анализу различных сторон и проявлений отдельной личности или группы.

Развитие основных групп профессиональных умений студентов в процессе практики предполагается реализовать через организацию це­лостного анализа психики диагностируемого, необходимость которого неоднократно указывалась в работах отечественных и зарубежных ученых.

Цель практики – знакомство студентов с целостным диагностическим процессом.

Задачи практики:

1.     Актуализировать и расширить знания студентов в области психодиагностики детей.

2.     Развить диагностические умения студентов, включающие четыре компонента: проектировочный (умение анализировать запрос на диагностику и др.), содержательно-организационный (умение собрать данные об объекте диагностики), аналитико-результативный (умение обработать, проанализировать и интерпретировать результаты и др.), прогностический (умение составить прогноз и дать рекомендации).

3.     Развивать профессиональную рефлексию у студентов.

 

Задания психолого-диагностической практики:

1. Составить 2 кейса, включающие в себя описание и варианты разрешение определённой психологической проблемы респондентов.

ВСЕГО РЕСПОНДЕНТОВ ДОЛЖНО БЫТЬ 2, КЕЙСЫ НА КАЖДОГО ИЗ КОТОРЫХ ОФОРМЛЯЮТСЯ ОТДЕЛЬНО!

Кейс включает в себя следующие компоненты (Приложение 1):

2. Первичные данные о респонденте (имя, возраст, дата обращения). Респондентом не может быть родственник.

 

3. Жалоба и запрос респондента.

Пример:

3.1.

Жалоба: мне очень плохо, я схожу с ума.

Запрос: понять природу и получить помощь в избавлении от негативного состояния, найти ресурсы. 

3.2.

Жалоба: мне очень страшно выступать перед публикой, чувствую ужас.

Запрос: понять природу страха публичных выступлений и получить помощь в развитии уверенного публичного выступления.   

 

4. Сбор анамнестических данных.

Основные категории:

социальная ситуация семьи (полная семья, в разводе, характер взаимоотношений между отцом и матерью);

характер взаимоотношений с матерью и отцом (свободное повествование);

наличие братьев/сестер в семьи и характер взаимоотношений с ними;

особенности школьного периода (учеба, дружба, отношения со сверстниками, основные достижения и проблемы, мечты и желания, наличие романтических взаимоотношения и их особенности);

особенности послешкольного периода при его наличии (основная деятельность, адаптация в условиях университета/колледжа, наличие романтических взаимоотношения и их особенности, взаимоотношения с семьей);

отношение респондента к жизни, дружбе, любви, миру в целом;

свободное повествование респондента.

 

5. Анализ жалобы:

Пример:

5.1. Жалуется на перепады в настроении; подавленное настроение, вызывающее чувство неудовлетворенности жизнью в целом;

5.2. Себя Анна воспринимает как личность самодостаточную, предпочитающую самостоятельно решать свои проблемы и чужие;

5.3. В результате консультации хочет получить рекомендации относительно стабилизации настроения и формулировки своих целей в будущем.

5.4. Клиентка не стремится к анализу причин подавленного настроения, но обозначает проблему: ожидания и мечты романтических «приключений» «подпитывают» ее и придают смысл жизни, но в настоящее время это ее уже не устраивает и хочется большего.

 

6. Переформулирование жалобы в запрос:

6.1. Нарушения в сфере детско-родительских отношений (вытеснение эмоций по отношению к отцу и матери).

6.2. Трудности с доверием: страх обременить других заботами о своем здоровье, страх быть обузой.

6.3. Страх вступления во взаимодействие с представителями противоположного пола, предположительно вытекающий из проблем с доверием.

 

Пример переформулирования жалобы в запрос

(этапы переформулирования):

Жалоба Запрос от лица клиента Запрос (общий)
Мой брат – глупый, никчемный и с ним трудно разговаривать. Надоело, бесит.        Я испытываю негативные эмоции из-за того, что контакт с моим братом затруднен. Нарушение функциональности внутрисемейных взаимоотношений. Выбор адекватно ситуации паттернов поведения.
Подруга перестала меня понимать и поддерживать. Как ее исправить? Я испытываю неприятные ощущения из-за того, что мое взаимодействие с подругой не приносит нужных результатов. Нарушение межличностного контакта. Поиск ресурсов личности для самподдержки.

7. Подбор диагностического инструментария.

Рекомендованный список диагностического инструментария (Приложение 2):

7.1. Беседа (пункт 4. Сбор анамнестических данных).

7.2. Проективные методики.

7.3. Строго формализованные методики.

 

Необходимо подобрать диагностический инструментарий адекватно ситуации (1 проективный метод и 2 формализованные ИЛИ 2 проективных метода и 1 формализованная ).

Пример:

Запрос Варианты диагностического инструментария
Нарушение функциональности внутрисемейных взаимоотношений. Выбор адекватно ситуации паттернов поведения. Проективные: 1. Семейная социограмма (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.); 2. Дом-дерево-человек; Формализованная: 3. Оценка копинг-стратегий (Э. Хайм).
Нарушение межличностного контакта. Поиск ресурсов личности для самподдержки. Проективные: 1. Незаконченные предложения Сакса-Леви; Формализованная: 2. Ценностные ориентации личности (Рокич); 3. Опросник ИЖС (индекс жизненного стиля).

 

8. Качественный анализ пройденных методик (Приложение 1).

9. Оценка полученных результатов (Приложение 1).

10. Построение диагностического заключения.

Пример:

Нарушение в сфере детско-родительских отношений.

Нарушение баланса «базальное доверие / недоверие к миру» (по Э. Эриксону).

Высокая значимость близких, межличностных отношений и острое переживание их отсутствия.

Эмоциональные нарушения в форме проявления закрытости и трудностях в самораскрытии перед другими.

Или:

Целью психологического исследования явилось изучение особенностей личности. Для решения поставленных задач были использованы следующие проективные методики: «Hand-тест» склонность к «открытому агрессивному поведению» и тест «Незаконченные предложения» Сакса и Леви.

При проведении психологического исследования испытуемый жалоб не предъявляет. На сотрудничество с психологом идет легко, устанавливая неформальный контакт, настроение ровное, спокойное. Эмоциональные реакции адекватны ситуации, достаточно нюансированы, инструкции понимает с первого раза, темп работы хороший, уровень трудоспособности высокий. Мотив исследования сформирован, устойчив.

В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные:респондент не склонен к проявлению открытой агрессии. Демонстрирует тенденцию к проявлению агрессии, можно предположить, что человек склонен к агрессии к близким людям, но при общении с незнакомыми людьми агрессия хорошо контролируется. Степень личностной дезадаптации – 4 (при норме до 6). Тенденция ухода от реальности – в норме (1).

Основные области конфликта и неблагополучия проявились в 9 сферах – отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, отношения с друзьями, сексуальные отношения, отношения с семьей, отношения с матерью, чувство вины.

Вывод: таким образом, личностными особенностями испытуемого является отсутствие склонности к проявлению открытой агрессии и достаточный социальный контроль, возможно, проявление к агрессии к близким людям.

 

11. Прогнозирование состояния обследуемого.

11.1. Сохранение неблагоприятных условий с высокой вероятностью может привести к дальнейшему отчуждению в отношениях с матерью, нарастающим трудностям в отношениях с противоположным полом, к дальнейшим, более выраженным перепадам настроения, а также к алкоголизации.

11.2 При налаживании доверительных отношений с матерью возможна положительная динамика в принятии помощи со стороны окружающих, а также принятие на эмоциональном уровне лиц противоположного пола.

11.3 Эскалация неблагоприятных условий и факторов, под воздействием которых находится клиентка, может привести к невротизации личности.

 

12. Формулирование рекомендаций по результатам психологического обследования.

Пример:

Рекомендуется коррекционная работа с психологом:

работа над доверительными, эмоционально открытыми отношениями с близкими (матерью, противоположным полом);

проработка отдельных аспектов детско-родительских отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: