Закономерности и принципы обучения

13.1. Закон - внутренняя, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. К законам дидактики относятся: социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; воспитывающий и развивающий характер обучения; обусловленность обучения и воспитания характером деятельности учащихся; единство и взаимообусловленность индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

13.2. Закономерности обучения - выражение действия законов в конкретных условиях. Это тоже устойчивые, существенные связи между компонентами процесса обучения. Одни из них проявляются всегда, независимо от действий участников учебного процесса, другие проявляются как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае. Различают внешние и внутренние закономерности обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, иначе говоря, зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Например: зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения учителем поисковых методов обучения; прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения.

13.3. Принципы обучения (П) - обобщенные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они обладают всеобщностью

и вытекают из закономерностей учебного процесса. В дидактике нет как единого набора П, так и толкования их. Большинство дидактов   выделяют следующие П: П обучения; П научности содержания и методов учебного процесса, отражающий взаимосвязь с научным знанием; П систематичности и последовательности обучения; П сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя: П наглядности (единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного): П  доступности обучения с ориентировкой на зону ближайшего развития учащихся; П прочности результатов обучения и развития учащихся; П связи обучения  с жизнью; П рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: