Сущность и логика педагогического исследования (ПИ)

ПИ - процесс и результат деятельности, направленной на получение новых знаний, решение теоретических и практических проблем. Логика ПИ - выявление проблемы, объекта и предмета исследования, формулировка его цели и задач, разработка гипотезы (системы научных предположений), выделение основных этапов ПИ. Объектом ПИ является сторона педагогического процесса, подлежащая изучению. Предмет – это то, что конкретно будет изучаться в этом процессе (формы, условия, методы и т.п.). Начало ПИ связано с анализом теории и практики (по исследуемой проблеме), уточнение понятийного аппарата. Для решения задач ПИ подбирается система адекватных им исследовательских методов.

11.2. Методы (М) исследования способы решения научно-исследовательских задач) это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемого объекта. В настоящее время наблюдается тенденция использования учительством в своей практической работе исследовательских М.  Для  этого есть несколько причин. Диагностический аспект деятельности учителя требует использования научных методик изучения объекта (ученика, класса), появление исследовательских методик обучения, побуждает педагога к осуществлению педагогического процесса в режиме научного поиска. Кроме того, инновационная деятельность, в которую включились многие учителя, невозможна без научно-исследовательского инструментария.

Для решения любой научной проблемы обычно используются не один, а несколько взаимодополняющих М, соответствующих сущности изучаемого предмета.

11.3. Все исследовательские М можно разделить на теоретические и эмпирические. К первой группе относятся сравнительно-исторический анализ, моделирование, причинно-следственный анализ. К эмпирическим М относятся, прежде всего, наблюдение - М  познания педагогических явлений на основе их непосредственного, преднамеренного восприятия, опросные М, эксперимент.

Наблюдение является одним из самых универсальных М исследования почти в любой области. Оно позволяет накопить первоначальный эмпирический материал для последующего анализа, обобщения. Наблюдение может быть использовано в качестве самостоятельного М исследования или выступать как составная часть эксперимента. Существенное влияние на результаты наблюдения оказывает позиция исследователя. Исходя из этого, выделяют стороннее наблюдение (свидетель), включенное (участник), создание педагогических ситуаций (организатор). Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим исследователем, и опосредованным, осуществляемым через полномочных лиц. Наблюдение может быть открытым и скрытым, непрерывным и дискретным, монографическим и узкоспециальным.

Условия, обеспечивающие эффективность использования наблюдения, это целенаправленность, объективность, фиксированность наблюдаемого.

 

11.4. В педагогике используют обычно три опросных М. Беседа, диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Интервьюирование очень близко к беседе и предполагает ответы респондента по заранее заданной теме. Анкетирование — письменный опрос респондентов. Он продуктивен, документален, удобен для обработки результатов. Анкеты бывают трех типов: открытая (свободный текстовой ответ), закрыта я (выбор готовых ответов), смешанная, содержащая элементы первых двух.

М анкетирования дает объективные результаты при соблюдении ряда условий: обеспечении безопасности респондентов (недопущение использования результатов ответов против них); создании обстановки доверительности, откровенности; времени и места проведения, способствующих продуктивной работе; независимости и компетентности проводящего.

11.5. Эксперимент - специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий (в контролируемых и поддающихся учету условиях). Эксперимент должен быть ответом на вопрос, поставленный в проблеме исследования.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (определение наличия каких-либо данных); формирующим (вносящим новое), контролирующим, сравнительным. Если эксперимент проводится в рамках педагогического процесса, то его называют естественным; если изучаемые изолируются от основной группы, то эксперимент называется лабораторным.

Этапы эксперимента: диагностический (выявление исходного уровня); прогностический ( гипотеза); организационно-подготовительный; практический  (внесение нового); обобщающий; внедряющий.

11.6. Кроме описанных выше М педагогического исследования, пользуются математическими М (упорядочение и ранжирование, соотнесение величины исследуемого признака с возможным его значением и т.п.), а также изучением педагогического опыта, документов и предметов деятельности школьников. В последние годы широкое распространение получили социометрические М, позволяющие выявить скрытые межличностные отношения в группе людей. Становится популярным, особенно в психологии, М тестирования.

Тест - задание стандартной формы, выполнение которого позволяет выявить наличие определенных умений, знаний, способностей, внимания и других психолого-педагогических характеристик. Используются тесты достижений, интеллекта,  креативности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: