10.1. Понятие «методология педагогической науки». В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. В соответствии с этим методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.
Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной и практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Таким образом, методология - это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с ценностями, которых человек хочет достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, как реально достигается тот или иной результат, или же нормативной, то есть предписывающей, как надо действовать.
В этой связи правомерно выделение в методологии как отрасли науки деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие «методологическая деятельность» в ее двух формах - методологическое обеспечение и методологическое исследование (В.В. Краевский). Методологическое обеспечение конкретного педагогического исследования можно интерпретировать как возможность использования определенной совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деятельности, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.
|
|
Источниками знаний, позволяющими обеспечить исследование методологически, являются:
- первый источник — общефилософские положения и категории, дающие возможность через призму философского знания рассматривать проблему; - второй источник - общенаучная методология, откуда могут быть заимствованы системный, синергетический, предполагающий согласованность частей при единстве целого, целостный, деятельностный и другие подходы;
- третий источник - знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики, задачами которых выступают выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, анализ понятийного состава и методов исследования в педагогике, разработка принципов и способов повышения качества педагогических исследований;
- четвертый источник - специально-научные теории, которые могут стать средством методологического обеспечения конкретного исследования (например, теории содержания образования, методов обучения, воспитания и пр.);
- пятый источник - результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых им способах научного познания, о логике и методологических характеристиках научной работы. Здесь интерпретируются все остальные источники методологического обеспечения, поскольку указанные выше знания служат содержанием и средством такой рефлексии.
|
|
Методологическая культура учителя.
Методологическая культура - целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждения), мыслительная деятельность в режиме методологической рефлексии (понимание) как внутренний план сознания (самосознания) и проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (А.Н. Ходусов).
Единство компонентов, составлявших сущность и структуру методологической культуры учителя, которые обслуживают мотивационную, интеллектуальную, духовно-нравственную и деятельностно-практическую сферы учителя, обеспечивает новизну мышления и педагогической деятельности, что способствует активизации его неповторимого профессионального опыта.
Как целостная совокупность элементов методологическая культура развивается при условии, если она становится системным образованием.
10.3. Критериями сформированности методологической культуры педагога являются:
-осознанность ценностей и отношения к ним, действия по выбору ценностей, реализация их в качестве целей деятельности;
- осознание роли методологии;
-факт реального использования в педагогической деятельности;
-осознание системы принципов, способов организации как теоретической, так и практической деятельности;
- факт реализации способов деятельности (творческое отношение к деятельности; способность к рефлексии).
Необходимо различать понятия " методологическая культура учителя " и " методологическая культура педагога-исследователя ".
Методологическая культура учителя-практика заключается в стремлении (потребности, желании) и умении учителя вести методологический поиск, направленный на отыскание личностных смыслов педагогических явлений, необходимых для развития личности ученика в педагогическом процессе. В условиях поиска новых целей, содержания, реформирования всей образовательной системы, в которой принимают участие учителя-практики, их методологическая культура играет решающую роль.
Методологической культуре педагога-исследователя свойственны усвоение и использование особых методологических знаний, необходимых для исследования педагогических явлений и последующей разработки педагогической теории.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ, ЕГО ЛОГИКА И МЕТОДЫ