Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

12.1. Педагогическим процессом (ПП) называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле)- Синонимом понятия "педагогический процесс" является сегодня широко используемый термин "образовательный процесс".

Как отмечает М.А. Данилов, ПП - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что Социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В   ПП   объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно "внутренняя" сторона процесса.

ПП - целостная динамическая система, Системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности - образование человека.                  

ПП - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которой состоит в том, что социальный опыт при всей его многогранности и сложности превращается в черты и качества формирующегося человека. В педагогическом  процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека (М.А. Данилов).   ПП как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические условия.

12.2. Внутренней движущей силой педагогического процесса является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их выполнению. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные учебно-воспитательные задачи. В основе всего лежит мотивация деятельности учащихся.

12.3. Основными компонентами педагогическою процесса являются: целевой, содержательный, Операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.

Содержательный компонент предполагает определение содержания педагогического процесса на основе поставленных целей.

Операционно-деятельностный компонент предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся.

Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

12.4. В системе ПП происходит взаимодействие  определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступает руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой в роли, как субъектов, так и объектов выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимную активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражает термин «педагогическое взаимодействие». Оно включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием.

В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между участниками ПП. Особенно распространены информационные связи в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками.

Наконец, весьма большое значение имеют связи управления и самоуправления в ПП. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего процесса. В свою очередь, связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей.

Итак, в состав динамической системы ПП входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами ПП являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Обучение и воспитание состоят из определенных процессов. Например, обучение состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитание - из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Итак, ПП является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

12.5. Обучение (О) - целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются школьниками отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. О - процесс двусторонний. Он состоит из преподавания - деятельности тех, кто обучает, и учения - деятельности тех, кто обучается.

Процесс обучения реализует три основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Образовательная - овладение основами наук, умениями, навыками; воспитательная - воспитание каждого ученика высоконравственной, гуманистической, творчески активной и социально зрелой личностью; развивающая - развитие интеллектуальных и физических способностей учащихся.

Всякое О ведет к развитию, но оно носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности (содержание образования и дидактическая организация учебного процесса).

12.6. Физиологической и психологической основой учебного процесса является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Возрастная физиология раскрывает механизм сложнейших процессов, порождаемых  О (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Восприятие связано с ощущениями, которые получает ученик при помощи органов чувств. Восприятие- это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств, признаков изучаемых предметов, явлений, процессов. Восприятие способствует формированию представлений - запечатленных в сознании учащихся образов воспринятых явлений. Представления не дают возможности проникнуть в сущность изучаемого явления, поэтому важнейшим компонентом учебного процесса является осмысление изучаемого материала, который связан с формированием понятий, правил, закономерностей. Закрепление учебного материала, связанное, прежде всего с различными вариантами его повторения, опирается на теорию И.П. Павлова о формировании динамического стереотипа.

Движущей силой процесса   О  являются противоречия между возникающими у обучающихся потребностями в усвоении необходимых знаний, опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. На основе разрешения этих противоречий осуществляется развитие учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: