Педагогическое взаимодействие

25.1. Сущность и особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Взаимодействие (В) между людьми - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью.

Признаки реального В: одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон, внутренняя самоактивность учеников. В педагогов и учащихся является ведущим в системе связей учебного заведения, выступает в качестве интегрирующего фактора всех внутришкольных  отношений.

В может быть субъектно-объектным и субъектно-субъектным. Отличительными признаками субъекта являются: активность, сознательность, способность к целеполаганию, свободе выбора, уникальность. Субъект-субъектные отношения  предполагают активную роль, как педагога, так и ученика, их взаимное влияние, активность ученика в определении собственных задач деятельности. При этом важно взаимовлияние не только педагогов, но и учащихся.

Основными проявлениями В являются; взаимопонимание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние. Глубина и всесторонность   В  определяют успешность взаимопонимания, которое во многом обусловливает характер взаимоотношений. Последние следует рассматривать  как  взаимную готовность к определенному типу переживаний  и  действий.

25.2. В педагогическом процессе можно выделить два основных вида  В: социальное и педагогическое, при этом последнее выступает как разновидность первого. Цель социального В - решение экономических, политических и духовных проблем.

Социальное В можно условно рассматривать на трех уровнях. На макроуровне к социальному В относятся все взаимосвязи человека с окружающим миром, сущностной характеристикой которых являются изменения взаимодействующих сторон. На   мезоуровне  представлено только то   В  человека или группы людей, результатом которого является общественно значимый продукт. На микроуровне социальное В рассматривается как взаимосвязь между людьми в процессе совместной  деятельности  и общения.

Педагогическое   В  (разновидность социального) предполагает реализацию в совместной деятельности целей обучения и внеучебной работы. В  может рассматриваться как способ осуществления преемственности поколений, передачи информации, опыта. Функциями педагогического В являются регулирование отношений в следующих направлениях: преподавание - учение, организация - самоорганизация, управление самоуправление, стимулирование -  самостимулирование,  сотворчество.

25.3. Типы педагогического взаимодействия. В школьников и педагогов может характеризоваться следующими типами отношений:

1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) положительные, индифферентные, отрицательные.

Рассматривая подробнее последнюю группу, выделим педагогически значимые типы взаимоотношений учителя и учеников: конфронтация, полная или частичная индифферентность, подавление, конфликт, опека, соглашение, диалог, сотрудничество.

Характер, тип   В  профессионально значимы, ибо они во многом определяют результаты педагогического процесса. Хотя педагогическое В - процесс двухсторонний, но определяется он преимущественно учителем, ибо ему принадлежит право выбора в организации деятельности. Поэтому именно педагог несет ответственность за характер   В  со своими учениками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: