25.1. Сущность и особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Взаимодействие (В) между людьми - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью.
Признаки реального В: одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон, внутренняя самоактивность учеников. В педагогов и учащихся является ведущим в системе связей учебного заведения, выступает в качестве интегрирующего фактора всех внутришкольных отношений.
В может быть субъектно-объектным и субъектно-субъектным. Отличительными признаками субъекта являются: активность, сознательность, способность к целеполаганию, свободе выбора, уникальность. Субъект-субъектные отношения предполагают активную роль, как педагога, так и ученика, их взаимное влияние, активность ученика в определении собственных задач деятельности. При этом важно взаимовлияние не только педагогов, но и учащихся.
Основными проявлениями В являются; взаимопонимание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние. Глубина и всесторонность В определяют успешность взаимопонимания, которое во многом обусловливает характер взаимоотношений. Последние следует рассматривать как взаимную готовность к определенному типу переживаний и действий.
25.2. В педагогическом процессе можно выделить два основных вида В: социальное и педагогическое, при этом последнее выступает как разновидность первого. Цель социального В - решение экономических, политических и духовных проблем.
Социальное В можно условно рассматривать на трех уровнях. На макроуровне к социальному В относятся все взаимосвязи человека с окружающим миром, сущностной характеристикой которых являются изменения взаимодействующих сторон. На мезоуровне представлено только то В человека или группы людей, результатом которого является общественно значимый продукт. На микроуровне социальное В рассматривается как взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Педагогическое В (разновидность социального) предполагает реализацию в совместной деятельности целей обучения и внеучебной работы. В может рассматриваться как способ осуществления преемственности поколений, передачи информации, опыта. Функциями педагогического В являются регулирование отношений в следующих направлениях: преподавание - учение, организация - самоорганизация, управление самоуправление, стимулирование - самостимулирование, сотворчество.
25.3. Типы педагогического взаимодействия. В школьников и педагогов может характеризоваться следующими типами отношений:
1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) положительные, индифферентные, отрицательные.
Рассматривая подробнее последнюю группу, выделим педагогически значимые типы взаимоотношений учителя и учеников: конфронтация, полная или частичная индифферентность, подавление, конфликт, опека, соглашение, диалог, сотрудничество.
Характер, тип В профессионально значимы, ибо они во многом определяют результаты педагогического процесса. Хотя педагогическое В - процесс двухсторонний, но определяется он преимущественно учителем, ибо ему принадлежит право выбора в организации деятельности. Поэтому именно педагог несет ответственность за характер В со своими учениками.