Формы воспитательной работы

23.1. Сущность понятия «форма воспитательной работы» (ФВ).

Следует заметить, что в педагогике нет единого подхода к определению ФВ и их классификации.

ФВ - порядок организации конкретных актов, ситуаций, взаимодействия участников воспитательного процесса; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

23.2. Все многообразие ФВ можно подразделить на три типа: мероприятия, дела и игры. Они различаются по целевой направленности, по позиции участников, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо иным для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Для мероприятий характерны: созерцательно-исполнительская позиция детей (слушают, участвуют, исполняют и т.п.) и организаторская роль взрослых. Как правило, мероприятия применяются при обобщении новой, сложной информации, знакомстве с новой системой знаний, если необходима высокая компетентность, а организаторские функции сложны для детей, когда стоит задача непосредственного обучения детей с целью формирования у них организаторских умений и навыков. Мероприятия целесообразны, если у детей нет опыта решения данной задачи. Дети не всегда самостоятельно могут организовать обмен информацией и ее освоение.

Дело - общая работа, важное событие, которое организуется членами коллектива на пользу себе и другим людям, например, самодеятельные концерты, фестивали, вечера, КТД.  Для дела характерны: деятельностно-созидательная  позиция детей; их участие в организаторской деятельности; самодеятельный характер; опосредованное педагогическое руководство. Можно выделить дела, не требующие особых усилий со стороны участников, например, поход в кино, уборка класса, территории. В творческих делах, Особенность коллективного творческого дела требующих не просто повторения уже известного решения, а составления новой комбинации, в качестве организатора выступает инициативная группа детей, в результате совместных действий рождается новый вариант. (КТД) заключается в том, что в его планировании, организации, проведении и обсуждении участвует весь коллектив.

Игры - занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Игра воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения. Классифицировать детские игры можно по разным основаниям: по возрасту (игры дошкольников, младших школьников и т.д.), по числу участников (массовые, групповые, индивидуальные), по направленности (на умственное, нравственное, физическое развитие), по происхождению (придуманные взрослыми или детьми), стихийные и организованные. Различают два типа игр: игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые) и с фиксированными правилами (подвижные, дидактические, интеллектуальные).

23.3. В практике воспитательной работы существует такое явление, как перерождение форм из одного типа в другой в связи с возрастанием их воспитательных возможностей: мероприятие => игра => дело.

Во всех типах форм можно выделить две группы: имеющие относительно постоянный набор конструктивных элементов (конкурс, турнир, путешествие) и не имеющие постоянного набора элементов: 1 ) формы свободного творчества; 2 ) формы, имеющие организационно-содержательную идею (праздник, вечер, субботник и др.).

Существуют два подхода к конструированию, разработке форм:

1 )  конструирование идет от формы (выбирается известная форма и наполняется необходимым содержанием и способами организации деятельности);

2 ) конструирование от содержания (за основу берется содержательная идея и облачается в соответствующую форму).

Вариации форм возможны: по времени подготовки - экспромтные (подготовка и проведение не разделены во времени) и с предварительной подготовкой сильным  воспитывающим  потенциалом  обладает  не столько переживания (стыд, раскаяние и т.д.), приводящие к осознанию необходимости изменить поведение.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВОСПИТАНИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: