24.1. Национальное своеобразие воспитания. Систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы воспитания во многом зависят от этнокультурных и социальных особенностей общества, от специфики систем воспитания в различных странах.
Очевидно, что каждый народ имеет свой особенный идеал личности, который он и стремится реализовать в национальной системе воспитания. Так, например, в воспитании стран Востока доминирует идея строгого следования традиционным нормам и канонам, глубокое уважение и почтение к старшим, знания носят вторичный характер. Западный тип воспитания предполагает ориентацию на развитие разума и воли, индивидуального и творческого начала в человеке, в сочетании с умением найти баланс личного и общественного. Однако при всем многообразии национальных систем воспитания все они в большей или меньшей степени ориентированы и на так называемые общечеловеческие ценности.
Поэтому оптимальным подходом к реализации национального воспитания является воспитание на основе общечеловеческих ценностей и культурного достояния с учетом национальной специфики.
|
|
Однако это соотношение далеко не всегда удается реализовать на практике. Основной проблемой национального воспитания является формирование чувства национальной гордости при последовательном преодолении чувства национальной исключительности.
Задача педагогов - убедить школьников, что нет народа лучше или хуже другого, довести до их сознания мысль о том, что достоинства и недостатки людей - это преимущественно их личные, а не национальные черты и, наконец, что кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности.