Развитие самоуправления в детских коллективах

27.1. Детское самоуправление (С). С, по сути, - сокращенное словосочетание «самостоятельное управление».

Многогранность детского С  как психолого-педагогического явления является причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений. Так, например, В.М. Коротов определял ученическое   С как метод организации воспитательного коллектива. Ю.П. Сокольников видит в С «способ организации деятельности школьников». Л.И. Новикова считает, что С - это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля. Н.Л. Аникеева считает, что С - это организация гуманистических отношений.

Детское С является одной из форм организации жизнедеятельности детей, которые можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической.

С в детском коллективе возникает только тогда, когда имеется какая-то общая цель в группе детей. И эта цель не только значима для этой группы, но и имеет более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить детское С как демократическую форму организации детского коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

27.2. Процесс развития самоуправления. Понятие «процесс развития детского С» употребляется нами в смысле последовательной смены состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод детского коллектива из системы управляемой в систему самоуправляемую. Цель деятельности и выступает в роли системообразующего фактора процесса развития С.

Процесс развития С прежде всего ориентирован на учащихся. От их отношения к целям деятельности, определяемым педагогом или органом С, зависит их участие в решении управленческой задачи. Возникает основное противоречие между целями деятельности коллектива, содержанием, процедурой организации и отношением к ним каждого ребенка.

Формирование группового мотива действий проходит более успешно через включение учащихся в решение управленческих проблемных ситуаций. Когда мы говорим об управленческой проблемной ситуации, мы имеем в виду, что, решая ее, учащиеся осуществляют поиск оптимальных путей управления ученическим коллективом на данном этапе его функционирования. При этом необходимо отметить, что разрешение управленческих проблем может осуществляться как отдельными учащимися, так и в процессе коллективной деятельности.

Функции и критерии развитости детского самоуправления.

Наряду с общими задачами процесса управления и С по упорядочению системы, одной из специфических задач С является всемерное развитие активности как отдельных учащихся, так и отдельных коллективов.

Органы С реализуют специфические самоуправленческие функции. К таким функциям можно отнести три: самоактивизацию, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами С  и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Выделение критериев целесообразно осуществить в соответствии с этими функциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: