29.1. Социализация (С) - это процесс, обеспечивающий личностное развитие человека через усвоение и присвоение им социального опыта.
В процессе С происходит формирование человека как потенциального члена того общества, к которому он принадлежит.
Процесс С носит как объективный, так и субъективный характер, т.е. он реализуется вне зависимости от воли и желания индивида, и в то же время каждый человек стремится выработать свое личное отношение к людям и событиям. С предполагает социальную адаптацию и социальную ав-тонономизацию человека, т.е. активное приспособление индивида к условиям социальной среды, с одной стороны, и реализацию совокупности установок на себе с другой.
29.2. Социализация и воспитание. С как по содержанию, так и по средствам представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами, начиная с природы и заканчивая самим собой. Ее, осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения, индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей.
|
|
С осуществляется как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе целенаправленного воспитания. Если С процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом, то социальное воспитание - процесс дискретный, это часть процесса С.
Социальное воспитание можно определить как целенаправленное управление формированием качеств личности человека, необходимых ему для успешной С в ходе его включения в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Интегральным результатом социального воспитания является социальность. Социальность представляет собой единство личного и коллективного, но одновременно и проявление общественной природы человека на индивидуальном уровне, и поэтому она включает в себя субъективность, понимаемую как способность человека быть источником собственной активности.