33.1. Сущность и функции. Контроль (К), или проверка результатов, является обязательным компонентом процесса обучения. С его помощью осуществляется обратная связь, т.е. подтверждается достижение результатов. Как учебный процесс в целом, так и К должны реализовывать образовательную, воспитывающую и развивающую функции. Специфическими для К являются диагностическая, прогностическая и целеполагающая функции, осуществляемые преимущественно учителем. Для учащихся в ходе К должны реализоваться ориентирующая, стимулирующая и организующая функции.
33.2. Виды контроля: предварительный, осуществляемый обычно до начала изучения темы, курса и выявляющий подготовленность школьников к изучению материала; текущий К - систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом уроке; периодический, или рубежный, К, осуществляемый после изучения крупных разделов программы, периодов обучения (тематический, четвертной, полугодовой), учитывающий результаты текущего К; итоговый, осуществляемый в конце учебного года.
|
|
33.3. Оценивание в педагогическом процессе. Оценка заключение о качествах или ценности вещи, соответствии ее определенным нормам. В широком смысле педагогическая оценка - это заключение о характере и результатах учебной деятельности ученика, качествах его личности, его поведении. В учебной деятельности оцениваются преимущественно знания, умения, навыки, достигнутые учащимися. Оценка может носить качественный (в виде констатации, одобрения, порицания) или количественный характер. В последнем случае она становится отметкой. Все педагогические оценки можно разделить на три вида:
-положительные (согласие, одобрение, поощрение;
-отрицательные (отрицание, замечание, порицание, наказание);
- амбивалентные (двойственные) оценки. К последним следует отнести бальные оценки «4», «3», неопределенную оценку («Ну ладно, садись»).
33.4. Условия эффективности осуществления К и оценивания: а) всесторонность (объем, глубина, осознанность, действенность, форма изложения); б) систематичность: в) объективность; г) реализация индивидуального подхода; д) дифференцированность; е) гласность (разъяснение ученикам своего подхода к оцениванию, информирование их об учебных успехах); ж) действенность; з) оценка, затрагивающая личные качества, не должна даваться публично, а только один на один с учеником.
33.5. Методы и формы контроля - способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения. Выделяют следующие труппы методов К: методы устного, письменного, практического К, дидактические тесты, методы программированного К, графические методы.
|
|
Методы устного К: фронтальная беседа,. индивидуальный опрос (рассказ или объяснение), чтение текста, карты, схемы. Кроме беседы, основу устного К составляет монологическое изложение.
Письменный К: контрольная работа, диктант, сочинение, изложение.
Дидактические тесты (тесты достижений) - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учащимися. Особенности тестовой методики контроля: 1) относительная простота процедуры; 2) непосредственная фиксация результата; 3) возможность использования методики как индивидуально, так и для целых групп; 4) удобство и простота математической обработки; 5) кратковременность. Тесты делятся на исследовательские и школьные (учебные).
Комплексным методом К можно считать так называемый «поурочный балл» - оценивание работы учащихся на всех этапах урока.
К формам К, которые характеризуются режимом работы и составом учащихся, можно отнести зачеты, экзамены, коллоквиумы, общественные смотры знаний. К новым технологиям К можно отнести проведение единого государственного экзамена, итоги которого могут стать основой для поступления в вуз.
33.6. Вышеназванные технологии позволяют определить уровень качества образования, под которым понимается реализация государственных образовательных стандартов, а также удовлетворение образовательных потребностей основных заказчиков учебного процесса (учащихся, родителей, работодателей).