Педагогические технологии

32.1. Педагогические технологии (ПТ) являются относительно новым явлением в педагогической теории и практики. Активное использование

ПТ начинается с 60-х годов XX века. Понятие «технология» образовано от греческого «tесhпе» - искусство, мастерство и «1оgos» - наука. Наиболее часто это понятие используется в производственных процессах и означает жестко определенную совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств, формы материала в процессе производства.

Технологизация педагогического процесса обусловлена необходимостью повышения эффективности обучения и воспитания. В педагогической теории существует много точек зрения на понятие ПТ, но наиболее распространенной является следующая: ПТ - совокупность средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно решать поставленные образовательные цели (В.П. Беспалько).

32.2. Характерными особенностями ПТ являются: четко сформулированные диагностируемые цели; система предписаний, способов действия и операций (пошаговое выполнение процедур, действий, операций); высокая степень возможности получения желаемого результата (гарантированность достижения цели); воспроизводимость (возможность использования педагогом «готового» способа решения проблемы); опора на объективные научные данные. Так, например, технология группового решения проблем предполагает последовательное осуществление следующих процедур: диагностику задачи, анализ ситуации, постановку проблем, определение целей, выработку решения, разработку проекта и программы реализации решения.

ПТ могут быть условно разделены на технологии обучения и технологии воспитания. Технологии обучения ориентированы на гарантированное достижение целей обучения, т.е. полное усвоение знаний учащимися.

32.3. Классификация педагогических технологий в обучении:

- по концепции (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистического  программирования);

 по применяемой форме обучения (традиционная классно-урочная система, классическое лекционное обучение, блочно-модульное, система «малых групп», компьютерное обучение, индивидуальное обучение, дифференцированное  обучение  и  т. д.);

- по доминирующим методам обучения (догматическое, репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, программированное обучение, проблемное обучение, диалогическое и т.д.).

32.4. До настоящего времени не разработаны технологии воспитания, строго отвечающие всем требованиям, можно лишь говорить об элементах ПТ в воспитании. В то же время в опыте работы школ, вузов хорошо зарекомендовали себя и подтвердили возможность технологического подхода технологии целеполагания и планирования воспитательной работы, разработан ряд игровых технологий и особенно технология коллективного творческого воспитания.

Ключевым элементом коллективного творческого воспитания является (коллективное творческое дело КТД). В подготовку и проведение КТД входят 6 стадий: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов (анализ); ближайшее последействие (выполнение принятых решений, определение перспектив, внесение необходимых изменений в деятельность и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: