31.1. Под социальной защитой (СЗ) понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Целесообразно рассматривать СЗ в широком и узком смысле слова. В узком смысле - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.
Следовательно, объектом СЗ, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия, мировоззрения и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей группы риска.
31.2. В качестве критерия эффективности деятельности по СЗ может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д.
В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценке детей, а также специалистов-экспертов работой специалистов по реализации функции СЗ детей.
31.3. Выделяются следующие виды социальной защиты: государственная, педагогическая, самозащита личности, семейная защита.
Государственная защита-это защита личности со стороны одного из главных институтов общества – государства. Под педагогической понимается защита личности со стороны институтов образования. Под самозащитой понимается защита личности самой личностью. Существуют различные компоненты самозащиты:
-юридическая - самозащита личности в соответствии с основами права, принятыми государством и обществом;
-физическая - самозащита личности с использованием физической силы:
-материальная - самозащита с использованием денег либо других материальных предметов;
-физиологическая - это способность организма сохранять и поддерживать жизнедеятельность всех систем и органов человеческого тела и адекватно реагировать на воздействие природной среды;
-психологическая – система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при критическом рассогласовании картины мира и новой информацией;
-социальная – способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, противодействуя негативным воздействиям социальной среды.
Семейная защита – защита личности со стороны института семьи.
Сущность процесса СЗ детей заключается во взаимодействии и взаимосвязи государственной политики по вопросам СЗ, педагогической деятельности и деятельности семьи по обеспечению социальной защищенности каждого конкретного ребенка и подготовки подрастающего поколения к процессу самозащиты.