Общая теория социализации

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Анализ категориального аппарата исследования начнем с определения понятия «социализация личности». Для нашего исследования интересны теории, рассматривающие процесс социализации в возрастном аспекте. Итак, часть онтогенетических теорий предлагает рассмотрение развития личности только к подростковому возрасту и иногда к юношескому. С этой точки зрения могут быть рассмотрены теории Дж. Ст. Холла, З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже и других исследователей. Основная специфика указанных теорий заключается в определении социализационных переменных. По З. Фрейду, в течение жизни у человека меняется психосексуальная компонента под влиянием окружения, и она проходит следующие фазы развития: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную. Каждой фазе соответствует свой возрастной этап. По мнению ученого, личность формируется до шести лет. Дж. Ст. Холл также придерживался мнения о том, что процесс социализации заканчивается в детстве. Социализация, по Холлу, есть процесс развертывания биологических механизмов человека, сформированных в ходе эволюции. В концепции А. Гезелла о спиральном развитии человека и повторении форм поведения на разных возрастных этапах, выделены ритмические периоды, соединенные внутри себя постоянством темпа в течение всего данного периода и отделены от других периодов явной сменой этого темпа. Гезелл, Термен, указывали на саморазвитие генетически запрограммированных в человеке способностей и умений.

Стоит отметить, что указанные теории сводятся к определению социализации как процесс перехода от индивидуального, человекоподобного существования к жизни в качестве полноценного члена общества благодаря механизмам, с помощью которых общество побуждает своих членов действовать в соответствии с общепринятыми нормами. Однако, ограничения детским возрастом процесса социализации приводит к рассмотрению человека как объекта исследования и объекта социализации. Основными тезисами этого толкования являются следующие:

1. Стратегии социализации заложены природой.

2. Сущностью «социализации» является «адаптация» человека к социуму.

Несмотря на значимость указанных концепций, надо отметить, что, во-первых, они заранее обусловленные возрастным измерением, а, во-вторых, представляют собой схему развертывания биологического под влиянием социума.

Мы считаем, что такое рассмотрение процесса социализации целесообразно при ограниченности информационного пространства личности, в частности в детстве, или из ряда других условий, когда у человека нет необходимости конструировать вербальную-информационную презентацию своей личности.

Формирование личности в течение жизни предложено в теории эгоидентичности Э. Эриксона. Согласно концепции Э. Эриксона под влиянием социального окружения на каждом возрастном этапе формируется эгоидентичность личности. Эриксон выделяет восемь последовательных психосоциальных стадий, каждая следующая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается возрастным кризисом и проблемой развития, которую общество ставит перед личностью.

Другое измерение заявлено в неклассических концепциях, в частности культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и др. Основной акцент в концепции Л. С. Выготского также делается на возрастное развитие личности, но как источник развития личности ученый предлагает рассматривать социальную среду, а психические процессы определяет, как культурно детерминированные. Однако исследователь не исключает натуральную, существенную линию развития личности: задатки, тип нервной системы. Возрастная периодизация в качестве точек бифуркации содержит возрастные психологические кризисы.

Наиболее интересные для нашего исследования отечественные теории социализации, в частности теория А. Н. Леонтьева, который предложил в качестве переменной ведущую деятельность; концепция Эльконина, включающая существенные критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Согласно указанной концепции социализация продолжается также в течение жизни.

Перечисленные теории развития личности предлагают рассмотрение процесса социализации с учетом культурно-исторических условий: социализация личности осуществляется по-разному на разных возрастных этапах. Ее успешность зависит от генетических особенностей личности, возраста и социальной ситуации развития. Указанные теории, также определяемые в возрастном измерении: процесс социализации начинается с рождения и продолжается до смерти человека.

В неклассической парадигме результатом и содержанием социализации является формирование личности, в частности: личностные достижения и образования, ценности, смыслы, мотивы, мировоззрение, нравственные установки. Такой подход ставит в центр рассмотрения личность, делает ее прерогативой неклассической и постнеклассической парадигм в социальной психологии. Безусловно, содержание социализации рассматривалось и в онтогенетических теориях, однако оно было привязан к биологическим факторам, в том числе факторам возрастного развития сексуальности, смены зубов, развития индивида вообще. В неклассической парадигме на первую позицию выходит личность как образование социализации. Эффективность социализации зависит от уровня нравственности, культуры личности (В. В. Москаленко). Интересна точка зрения на процесс социализации Ч. Кули и Дж. Мида. Ч. Кули определял социализацию как процесс привлечения индивидуальных ментальностей в сознание мира. Дж. Мид и В. Н. Уэнтворт рассматривают социализацию как усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных взаимодействий), то есть как процесс преобразования физиологического организма в социальный. В исследованиях Роджера Гоулда впервые ставится вопрос об ответственности как поступке личности. Согласно точке зрения Лоуренса Колберга, большинство людей не достигают высокого уровня нравственного развития (пятого или шестого уровней по Колбергу) и остаются на третьей стадии, то есть могут осознавать мысли других и стремятся действовать так, чтобы завоевать одобрение других. Несмотря на некоторую наивность таких взглядов, определим их важность для нашего исследования:

1) во-первых, такие исследования дают возможность признать, что люди имеют разную степень социализации независимо от возраста;

2) во-вторых, процесс социализации может разворачиваться не только в детстве.

Для нашего исследования главным является право возрастной неограниченности процесса социализации. Однако, не менее важным выводом является определение влияния внешних факторов на процесс социализации. Так, в исследованиях М. Мид и Р. Бенедикта основным тезисом влияние культуры на процесс социализации. Итак, с их точки зрения, социализация является процесс усвоения культурных норм указанной группы людей или общества в целом. Безусловно, важную роль играет в этом процессе установление культурных норм. Мид выделяет три типа культур: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. В постфигуративных культурах высоко ценится опыт старших, у которых учатся младшие. В кофигуративных культурах возрастает значение сверстников, так как жизненный опыт родителей уже совсем не подходит для детей, и основным носителем новых образцов поведения является молодежь. В префигуративных культурах, как дети, так и взрослые многому учатся у сверстников и друг у друга.

Особое значение при таком рассмотрении процесса социализации приобретает социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, основное положение которой заключается в том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления: люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и в дальнейшем эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Указанная точка зрения очень важна именно потому, что перекладывает ответственность за жизнь человека от других на самого человека и определяет активность самого человека в моделировании жизни.

Б. Скиннер, А. Бандура, В. Уолтерс рассматривают социализацию как процесс социального обучения. Несмотря на то, что, по мнению А. Бандуры человеческое поведение зависит от обстоятельств, ученый предполагает существование определенных механизмов, с помощью которых поведение может значительно отклоняться от тех моральных устоев, которые предлагает человеку среда, и при этом не чувствовать саморазрушения. Социализация рассматривается ученым как моделирование поведения с присвоением моделей через соответствующие последствия. В процессе моделирования исследователь выделяет восприятия, сохранения, мотивацию и моторно-репродуктивные процессы. Ученый считает, что правовая, нравственная поведение личности качественно зависит от внутреннего контроля, а не от личностных конструктов, моральных принципов или системы самооценки.

Представляют интерес для нашего исследования работы Г.М.Андреевой, В. В. Москаленко, В. В. Абраменковой, А. Бандуры. Рассмотренные теории позволяют сделать вывод, что содержание социализации заключается в личностных приобретенных качествах (регулятивных механизмах общественного поведения индивида, ценностно-нормативных, правовых, этических, социальных, политических представлениях, ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, профессиональных намерениях, знаниях, механизмах саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности и др.), которые формируются в процессе непрерывного взаимодействия одной личности с другими личностями, благодаря чему происходит достижения и обогащение опыта человека, усвоение социальных норм, распространение вариативной зоны развития. Подобной точки зрения придерживается Д. А. Леонтьев, который считает, что развертывание процесса социализации личности идет через духовный мир указанной личности, в частности систему жизненных смыслов и личностный потенциал личности.

В неклассической парадигме основными выступают принцип субъектности, принцип непрерывного обновления, культурно-исторический принцип, принцип развития от социального к индивидуальному. Так введение культурно-исторического контекста в рассмотрение социально-психологических явлений позволяет рассмотреть социализацию человека как процесс усвоения культурно-исторического опыта других. Увеличение информационных потоков вызывает необходимость субъектной активности личности для их переработки.

Применение принципа субъектности в социальной психологии приводит к признанию собственной активности самого человека (человек является субъектом, а не объектом), что способствует пониманию того факта, что человек социализируется не только усваивая социально-культурный опыт других, но и сама влияет на процесс социализации других. Итак, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, а именно как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого человека (Л. С. Выготский). В работах Л.Бинсвангера в понимание процесса взаимодействия человека с другими и вхождение его в социум вводится понятие «жизненный мир», в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми. Принцип непрерывного обновления реализуется в содержании процесса социализации личности, в частности в обновлении потребностей, мотивов, системы ценностей, смыслов, целей. М. М. Бахтин вводит понятие диалогического взаимодействия, в ходе, которой происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, также имеет принципиальные отличия от классической парадигмы и на первое место в определении процесса социализации выводит общение.

В неклассической парадигме процесс социализации рассматривается как интериоризация индивидом культурно-исторического опыта, который транслируется от индивида к индивиду (Л. С. Выготский). Так, А. Г. Асмолов определяет социализацию как преобразование функционально-ролевых отношений в личностно-смысловые, которые побуждаются смыслообразующих мотивов и корректируются эмоциями, что ведет к «производству внутреннего плана сознания».

Е. П. Белинская и Е. А. Тихомандрицкая отмечают, что социализация – это освоение «поля» социокультурных норм и правил, дальнейший выбор между ними и формирования персональной ценностно-нормативной системы. При таком определении понятия «социализация» следует обратить внимание на следующие аспекты: а) ориентировка в системе социальных ролей, расширение социальных связей и освоения будущей деятельности; б) становление персональной системы личностных смыслов и формирования индивидуального самосознания, социальное самоопределение и становление социальной идентичности личности; в) производство нового социального пространства. Надо отметить, что указанная концепция близка по духу концепции социальных представлений С. Московичи.

Учитывая, что целью любого типа социализации является приобретение социального опыта, который содержит выработки средств интеграции личности в общество, усвоение правил поведения, знаний, ценностей.

Однако при рассмотрении процесса социализации в интернет-пространстве первая проблема возникает именно со становлением самосознания и активной жизненной позиции. Проблема заключается в том, что для того, чтобы войти в интернет-среду и взаимодействовать с другими, человек уже должен иметь субъектность. Кроме того эта субъектность в интернет-пространстве не связана с реальным возрастом человека. Именно вступление в интернет-сообщества уже требует от человека определенной субъектной активности. Безусловно, что новые формы взаимодействия между субъектами, новую среду с его новыми особенностями способствуют распространению социального опыта личности

Факторы социализации

Следующий вопрос, который требует ответа, касается факторов социализации. Под факторами социализации мы будем понимать относительно постоянные психологические детерминанты, которые запускают и поддерживают процесс социализации. Существует несколько оснований для классификации факторов социализации. Исследователи выделяют субъективные и объективные факторы социализации; социальные и индивидуально-психологические; макро-, мезо и микрофакторы; биологические, физические, культурные, групповые, индивидуальные и др. Существует несколько оснований для классификации факторов социализации. Рассмотрим каждую группу отдельно в контексте нашего исследования.

В целом можно определить объективные факторы, которые не зависят от сознания и воли людей и определяют направление, рамки их деятельности. Такими условиями выступают: Вселенная, природа, материальный и духовный мир, социально-экономические, политические, культурные, образовательные, религиозные и другие институты. К объективным условиям можно отнести культурно-историческую эпоху, время, тип информационного пространства. Человек не выбирает указанные среды, они предоставляются ей как данность, влияют на ее развитие, поэтому является объективными факторами социализации. Действие объективных факторов проявляется через особенности психического склада каждого конкретного индивида, генную принадлежность, внутренний мир каждого человека. По мнению В. В. Богдановой, объективными детерминантами социализации являются внешние социализационные воздействия, оказываемые социальными институтами, социальными сообществами и в целом агентами социализации. Кроме общих объективных факторов на процесс социализации влияют ситуативные объективные факторы, в частности, институты социализации. Субъективными детерминантами выступают личностные диспозиции.

Еще одна классификация факторов социализации личности включает биологическую наследственность, физическое окружение, культуру, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Указанная классификация повторяет предыдущую с небольшой ее детализацией. В рамках нашего исследования такое деление слишком широким, хотя и позволяет определить, как тип информационного пространства в качестве объективных условий социализации, так и психологические особенности человека, трансформируются под влиянием объективных факторов. Выделение социально-психологических факторов на две группы: социальные и индивидуально-личностные факторы, на наш взгляд, более раскрывает картину социализации личности (А. М. Сухов, А. А. Деркач). Так социальные факторы отражают социально-культурный аспект социализации, этническую, историческую, культурную специфику. В исследованиях Л. Н. Гумилева, Ю. М. Лотмана, А. Я. Гуревича акцентируется внимание на том, что полностью найти и осознать себя человек любой эпохи может лишь в рамках коллектива. Социализационные нормы определенной эпохи становятся эталоном для личности. Индивидуально-личностные факторы касаются психологических особенностей индивидов, способствующих разному усвоению ими социального опыта. Благодаря психологическим различиям личность приобретает собственного уникального социального опыта. Однако, траектория жизненного пути является суммарным влиянием социализации и личностных качеств, следовательно, принадлежит скорее к результатам социализации, чем к условиям ее протекания. Исследуя процесс социализации личности, В. В. Москаленко также указывает, что ее содержание зависит от институтов социализации, в частности школы, семьи, неформальных объединений и т.д., а эффективность социализации обусловлена моральным, культурным и экономическим положением указанных институтов.

В отличие от общих факторов, ситуативные могут изменяться в течение времени. Так семья является институтом социализации в детстве, в течение жизни ведущими институтами социализации становятся образовательные учреждения, неформальные объединения, СМИ и т.д.. Инстутициональные концепции лежат в основе отдельных моделей социализации личности, в частности: экономической (В. В. Москаленко, А. В. Козлова, А. В. Вяткин), политической (М. М. Слюсаревский, Л. Н. Найденова, И. В. Жадан, Н. М. Дембицкая), гендерной (С. Бем, Ш. Берн, Е. П. Ильин, И. С. Клецина). Несмотря на разнообразие подходов к рассмотрению процессов политической, экономической, гендерной социализации указанные ученые выделяют такие составляющие модели: когнитивная составляющая (общие знания (экономические, политические, полоролевые) аффективная составляющая (эмоциональное отношение к экономической, политической, гендерной реальности) Конативная составляющая (поведенческие проявления). Однако отношение к личности как к субъекту процесса социализации требует рассмотрения внутренних факторов социализации. Объективным внутренним фактором является потребность человека в принадлежности. Именно желание удовлетворить потребность в принадлежности побуждает человека к вступлению в неформальные объединения, выполнение норм и правил референтной группы, социализации. Однако субъектность личности в процессе социализации инициируется личностной активностью, выступает субъективным внутренним фактором социализации личности.

В. В. Москаленко также указывает, что содержание социализации зависит от институтов социализации, в частности школы, семьи, неформальных объединений и т.д., а эффективность социализации обусловлена моральным, культурным и экономическим положением указанных институтов.

Общими признаками для всех институтов социализации являются: наличие потребностей, которые удовлетворяет данный институт; наличие социальных связей внутри института; типичные социальные роли; общая цель совместной деятельности внутри института.

Как видно из таблицы 1 1, первым и главным институтом социализации человека выступает семья. Семья как институт социализации удовлетворяет потребность личности в любви, положительной оценке, безопасности. Указанный институт образован на основе социальных связей между членами семьи. Типичные роли: ребенок, внук, племянник и тому подобное.

Таблица 4. 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: