Институт | Потребности | Социальные связи | Типичные роли | Цель совместной деятельности |
семья | в любви, положительной оценке, безопасности | между членами семьи | ребенок, внук, племянник и т.д. | приобретение социального опыта ребенком, усвоения норм и законов общества через преемственность поколений |
школа, образовательные учреждения | в развитии и обучении молодежи; потребности ребенка в положительной самооценке и самореализации | предусматривают преемственность поколений | воспитанник, ученик, студент | приобретение социального опыта ребенком, усвоения норм и законов общества через обучение, последующее воспроизведение и защита социальных и культурных ценностей и норм |
неформальные объединения | в положительной оценке, самопризнании, самореализации, помогает поиску собственного «Я». Он восполняет недостаток положительных оценок и самооценок, доверия, собственной неповторимости | на социальных эмоционально -привлекательных связях со сверстниками | свой, чужой | аффилиация, взаимоподдержка, позитивное общение, создание особой молодежной субкультуры |
Средства массовой информации, литература, кино | восполняет недостаток информации других институтов, удовлетворяет потребность в безопасности, самопризнании | на дистанционных социальных связях между людьми и группами | читатель, зритель, активный участник | распространение социального опыта |
|
|
Цель совместной деятельности: приобретение социального опыта ребенком, усвоения норм и законов общества через преемственность поколений.
Социализирующее влияние семьи в формировании макросоциальных, социокультурных норм, религиозных традиций, этнических и полоролевых стереотипов, моральных ценностей исследовался Е. П. Белинской, О. А. Тихомандрицкой, ее роль в выборе стабильных социокультурных ценностей, норм, моделей поведения подрастающим человеком изучалась М.Кле.
Итак, как видно из таблицы 4.1, социализация ребенка обуславливается особенностью влияния ближайшего социального окружения, в частности семьей. Именно через культуру, образ жизни семьи ребенок знакомится с ценностями общества, нормами и формами жизни, поведения в нем, получает первый и некоторое время единственный опыт социального взаимодействия (Т. Ф. Алексеенко, Н. И. Боришевский, А. М. Докукина, В. К. Котырло, Л. И. Островская, В. Г. Постовой, С. М. Тищенко и др.).
Следующим институтом социализации, удовлетворяющим потребности общества в развитии и обучении молодежи, выступают образовательные учреждения.
Типичные роли: воспитанник, ученик, студент.
Цель совместной деятельности: приобретение социального опыта ребенком, усвоения норм и законов общества через обучение, последующее воспроизведение и защита социальных и культурных ценностей и норм.
|
|
Социализация в контексте обучения и воспитания личности исследовалась М.И. Боришевским, Л. С. Выготским, Г. С. Костюком, С. Д. Максименко, Л. Е. Орбан-Лембрик, Б.И.Фельдштейн. Эти исследователи обращали внимание на формирование положительных отношений в школьной среде между учениками, между учениками и педагогами. Возрастные особенности течения процесса социализации изучали Л. И. Божович, И. С. Булах, И. С. Кон, Л. Е. Орбан-Лембрик, Ю. М. Швалб. Способность к пониманию собственных действий и поступков, характера взаимоотношений с окружающими, своего поведения и переживаний как факторов формирования более адекватного самосознания субъекта были рассмотрены М. И. Боришевским.
Основные трудности социализации исследователи связывают: с изменением социальной ситуации развития (И. П. Брязгунов, О. В. Хухлаева и др.); с особенностями учебной деятельности, которая является ведущей; спецификой возрастного развития; неспособностью ребенка свободно управлять своим поведением, вниманием, учебной деятельностью; неумением приспособиться к темпу школьной жизни; нарушением отношений с одноклассниками, учителем, родителями; психологическими особенностями ребенка.
Результаты анализа научных исследований позволяют сделать вывод, что внешкольные воспитательные учреждения, ВУЗы, как и вся система образования вообще, является институтом социализации личности (С. В. Савченко, Н. М. Лавриченко).
Так Г. В. Овчаренко выделяет три стадии процесса социализации студентов в вузе: 1) адаптация к новым условиям; 2) ценностно-деятельностная; 3) профессиональная. В исследованиях Н. М. Лавриченко определяется содержательная сторона социализации студенческой молодежи, а именно: развитие способности к реалистической самооценки, самовосприятия и самопринятия в общем контексте осознания и принятия своей социальной жизненной диспозиции, формирование адекватных жизненных ориентаций и выборов (учебных, профессионально-воспитательных, семейно-бытовых, духовных); жизненного стиля личности; приобретение личного.
Неформальные объединения. Социальным институтом, который характеризуется высокой степенью сплоченности, личностным характером общения, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанном на традициях и зависит от степени осознания группового членства, по нашему мнению, является неформальные объединения. Прежде всего, этот институт удовлетворяет потребности личности в положительной оценке, самопризнания, самореализации, помогает поиска собственного «Я». Он восполняет недостаток положительных оценок и самооценок, доверия, собственной неповторимости. В ходе этого общения со сверстниками формируются навыки социального взаимодействия, обогащается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности, расширяются возможности самоутверждения ребенка. Кроме того, неформальное общение обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает процесс взросления. Указанный институт базируется чаще на социальных связях со сверстниками вне школы, вуза.
Типичные роли: свой, чужой.
Цель совместной деятельности: аффилиация, взаимоподдержка, позитивное общение, создание особой молодежной субкультуры.
С учетом того, основными для подростков потребность в положительные оценке, потребность в общении с ровесниками, стремление занять достойное положение в системе межличностных отношений в социальной среде, потребность в самоуважении, неформальные объединения наибольшее влияние именно на подростков именно потому, что удовлетворяют их личностные интересы и потребности, способствуют их самоопределению и самоутверждению. Именно такой взгляд на роль указанного института приводит к осознанию многовариантности результатов его действий.
|
|
В постмодернистском обществе еще одним институтом социализации исследователи выделяют СМИ. Этот институт восполняет недостаток информации других институтов и дает возможность самостоятельно анализировать полученную информацию, удовлетворяет потребность в безопасности, самопризнания, образован на дистанционных социальных связях между людьми и группами.
Типичные роли: читатель, зритель, активный участник.
Цель совместной деятельности: расширение социального опыта личности. Анализ социально-психологической литературы по вопросу социализационного влияния масс-медиа обнаружил, что личность рассматривается как пассивный объект воздействия.
Так деструктивные влияния масс-медиа на личность исследовались О. В. Петрунько, А. Е. Голубевой, Г. В. Мироненко, А. М. Стрильчук и др. В исследованиях А. Бандуры, Д. Хэллорана, С. Московичи были отмечены корреляционные связи между экранным и реальным насилием, однако ученые не настаивали на их причинно-следственной природе. В ходе развития информационного общества, когда информация становится ценностью и средством самодетерминации, есть возможность создания новых институтов. Кроме того, содержание социализации во вновь институтах также будет иметь больше степеней свободы, чем при рассмотрении в классической и неклассической парадигмах.
Как общий фактор СМИ обеспечивают социализацию личности через медиапространство, которое является виртуальным по своей природе. Однако указанные институты в большей степени влияют на личность как на объект социализации. Обращаясь к виртуальному пространству Интернета вспомним, что личности в нем присуща субъектность изначально, с момента вхождения. Таким образом, перечисленные институты социализации современной информационной среды полностью не раскрывают социально-психологические и психологические аспекты социализации, если речь идет об Интернете.
|
|
Интернет как институт социализации будет нами рассмотрен далее.