Структура процесса социализации

Структура социализации предполагает определение ее составляющих, этапов. Исследователи определяют две стороны социализации:

- Психологическую, которая отражает вклад, который вносит индивид в процесс социализации в силу своих психологических способностей и особенностей. Такая точка зрения позволяет рассматривать человека как активного субъекта процесса. На первый план выходят личностные и индивидуальные особенности, а именно: уровень развития когнитивной сферы личности (Д. А. Леонтьев).

- Социально-психологическая сторона процесса социализации содержит институты социализации общества (А. В. Мудрик, В. В. Москаленко).

Ученые указывают, что процесс социализации личности происходит в три основные фазы: освоение социальных ценностей и норм; стремление личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества; интеграция каждого человека в определенную социальную группу.

Среди основных этапов социализации ученые определяют: дотрудовой, трудовой, послетрудовой этапы. Дотрудовой этап охватывает период от рождения до начала трудовой деятельности и содержит две фазы: раннюю социализацию и фазу школьной социализации.

На фазе ранней социализации ребенок, охватывает период от рождения до школы, ребенок скорее является объектом социализации, реализуется социально-психологическая сторона процесса социализации благодаря семье, детским садикам и тому подобное. В структуре процесса школьной социализации исследователи определяют три этапа: начальный, базовый и послебазовый. Они являются соотносительными с возрастными и образовательными уровнями, хотя не всегда и не во всех отношениях совпадают с ними.

Трудовой этап охватывает период с начала трудовой деятельности до ее окончания и характеризуется не только усвоением социального опыта, но и воспроизведением его. Послетрудовой этап характеризует социализацию личности после окончания трудовой деятельности. Надо отметить, что различные формы социализации: экономическая, политическая, гендерная рассматриваются относительно указанных стадий.

Исследования по таким признакам структуры социализации в виртуальном пространстве невозможно потому, что нельзя определить возрастные пределы присоединения в виртуальное пространство Интернета, непонятно что есть системообразующим фактором для определения этапов.

В классической парадигме сущности социализации является развертывание биологического в человеке, а сама социализация имеет смысл адаптации. Тогда, критерием социализации индивида является его адаптированность к социуму. Неклассическая парадигма в социальной психологии предусматривает формирование личности содержанием процесса социализации. Можно опереться на идеи С. Л. Рубинштейна, который понимал под личностью субъекта, который создает в едином процессе себя и собственную жизнь в его осмысленной целостности. Р. М. Шамионов, классифицируя критерии социализации, выделяет интегральные линейные критерии. К интегральным критериям ученый относит сформированность системы общения, социальную адаптированность, самоактуализацию, личностную зрелость, смысловое самоопределение. Личностная зрелость, сценарии личностного самоопределения, самоактуализация представляют собой, по мнению исследователя, сложные структурные образования, которые претерпевают существенные изменения в соответствии с закономерностями социального и индивидуального развития (гетерохронность, изменение оснований). Однако мы считаем, что личностная зрелость и смысловое самоопределение являются показателями сформированности субъективной картины мира личности, центральным ядром которой выступает мировоззрение.

К линейным критериям относятся социальные потребности, установки, стереотипы, мотивы, социально-ролевые композиции, убеждения и ценностные ориентации. С нашей точки зрения, социальные потребности, установки, стереотипы, мотивы, социально-ролевые композиции, убеждения и ценностные ориентации выступают не критериями, а результатами социализации, объединяясь в субъективной картине мира личности. Кроме того, необходимо учитывать, что результаты социализации не всегда положительны.

Понятие субъективной картины мира тесно связано с понятием образа мира, который А. Н. Леонтьев определяет, как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Именно образ мира позволяет расставить акценты значимости и сформировать субъективный мир предметов и отношений - семантик, которые отражаются в картине мира человека (С. Д. Смирнов, В. П. Серкин, В. В. Петухов, Е. Ю. Артемьева и др.). С точки зрения Д. А. Леонтьева, центральным ядром субъективной картины мира является мировоззрение личности. Таким образом, формирование и трансформация мировоззрения также могут выступать как результаты и последствия социализации. Структуру мировоззрения, по мнению К. Ясперса, составляют установки личности (предметные, саморефлективные, самоформирующиеся); мирообразы (чувственно-пространственный, метафизический) и сакральность (жизнь духа).

 В работах Д. А. Леонтьева отмечается, что на становление и развитие мировоззрения влияют теоретические и эмпирические знания субъекта о мире, особенности языка и других знаковых систем, личностные смыслы. В структуре мировоззрения ученый определяет четыре аспекта: содержательный; ценностный; структурный; функционален.

Другая группа исследователей критериям социализации относит такие показатели, как изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей. Указанные показатели определены как объективные. Субъективным критерием является идентичность личности (Э. Эриксон, Дж. Тернер, Х. Тэшфел).

Однако идентичность, по Э. Эриксону, определяется как субъективное ощущение личной идентичности и непрерывности (устойчивости), в сочетании с определенной верой в тождество и непрерывность некоторой картины мира, разделяется с другими людьми. Такое определение идентичности позволяет трактовать ее не как критерий, а как результат социализации. Обстоятельный анализ научной литературы, проведенный П. В. Румянцевой и А. В. Микляевой, показал, что идентичность формируется с помощью механизма идентификации в течение всей человеческой жизни и является текущим переживанием Я-целостности в определенный момент жизненного пути. Тогда, социальная идентичность является результатом процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе (В. М. Павленко, Н. Н. Корж, Т. С. Баранова). Дж. Тернер и Х. Тэшфел в теории социальной идентичности акцентировали внимание на трех основных аспектах: 1. Люди стремятся удерживать или повышать свою самооценку, то есть стремятся к положительной «Я-концепции»; 2. Социальные группы или категории и членство в них связаны с положительным или отрицательным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть положительной или отрицательной, исходя из оценок тех групп, которые участвуют в создании социальной идентичности человека; 3. Оценка своей собственной группы определяется при соотношении с другими конкретными группами путем социального сравнения значимых свойств и характеристик.

Сущностью постнеклассической парадигмы является формирование языковой личности, представленной знаками и символами. Итак, личность – это то, что она о себе говорит. По мнению К. В Черемных, речь заранее рисует определенную картину личности. С точки Н. В. Чепелевой, одним из главных критериев зрелости личности является способность к самоконструированию, признание себя автором собственной жизни и объектом персональных наблюдений и трансформаций, то есть героем, персонажем жизненной истории. Цель самоконструирования – формирование личностного проекта развития, предусматривающего создание жизненной стратегии, программы, избрание жизненной перспективы, а также усвоение способов обеспечения личностного роста и воплощения их как в личностном проекте, так и в проекте своей жизни.

Анализируя конструктивистский подход в исследованиях социализации личности, В. В. Москаленко указывает, что результатом социализации является создание личностью образа мира, а критерием – представление о себе как о части этого мира.

Итак, к критериям социализации можно соотнести: сформированность системы общения, социальную адаптированность, самоактуализацию, личностную зрелость, смысловое самоопределение. Под результатами социализации будем понимать сформированность идентичности личности и ее мировоззрение как центральный элемент субъективной картины мира.

Домашнее задание!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: