Мозаики церкви Святой Софии

Культура Византии в искусстве Средневековья 9-12 ещё не порвала с античностью. Это особенно заметно в искусстве константинопольской школы в первые десятилетия после восстановления иконопочитания. Наиболее ранние изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем из Софийского собора (9 в.) хранят эллинистические традиции. Но при всём земном характере этих образов, они отличаются глубокой одухотворённостью.

Над императорским входом в 10 столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – изображения императоров Константина (подносит Богоматери основанный им город) и Юстиниана (подносит Богоматери модель храма Софии). Изображения этих императоров почти не имеют индивидуальных отличий.

На рубеже 9-10 веков в храме появилось изображение величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом. К подножию трона склонилась фигура императора Льва 6.

В 11-12 веках появилась целая серия изображений императорских портретов. В них много условностей при большом внимании к передаче различных деталей пышных многоцветных одежд.

Большое внимание в оформлении храма уделено орнаментальным композициям, имеющим символическое значение.

 

Иконопись Византии.

Живопись Византии представлена не только на стенах церквей и страницах религиозных книг (миниатюр).

В Византии появляются первые картины священного содержания – иконы. Постепенно византийскими мастерами-живописцами были выработаны правила иконописи, которых иконописцы всей Европы придерживаются до настоящего времени.

Икона – живописное, реже рельефное изображение божеств и святых, являющееся объектом религиозного почитания.

Иконопись – вид станковой религиозной живописи с особым кругом сюжетов, материальной основой, техникой, приёмами и методами исполнения.

Византийская икона представляет собой изображение святых на золотом фоне. Фигуры упрощены. Основа – загрунтованная доска, на которой писали темперной краской. Композиция иконы строится вокруг центральной по значению фигуры, обычно выделенной размерами. Число действующих лиц весьма ограничено. Часто встречаются архитектурные элементы. Ландшафт и архитектурный фон переданы условно. В композиции иконы господствует человеческая фигура.

Примеры византийских икон: “Григорий Чудотворец”, “Владимирская Богоматерь” (конец 11-начало 12 в.в.).

 

Книжная миниатюра.

  Своё развитие получила в константинопольской школе в 10 веке. Содержит изображения орнаментов (растительного, геометрического), птиц, животных, иногда и людей, пейзажей, архитектурных форм. Часто используются аллегорические изображения, олицетворяющие реки, горы и т.п. В некоторых миниатюрах имеются и портретные изображения заказчиков, чаще всего императоров или членов их семей.

 

Скульптура и художественное ремесло.

В византийском культовом искусстве скульптуре отводится незначительная роль. Круглая скульптура не получает своего развития (напоминает идолопоклонничество). Наибольшее распространение получает декоративный рельеф (искусство Равенны).

В светском же искусстве скульптура была более распространена (скульптурный портрет).

Широкое развитие в Византии получают малые формы искусства (резьба по кости, изделия из серебра, ткани и т.д.). Широкое распространение имела художественная керамика. Предметы декоративно-прикладного характера применялись в дворцовом и церковном обиходе.

Тема № 2. Дороманское искусство (5-10 вв.)

Историческая справка:

В 4-м веке Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную. Западная часть Рима пала под натиском германских племён, Восточная часть со столицей Константинополем (Византия) прожила целое тысячелетие. Византия сохранилась после падения Рима, там произошёл переход от рабовладения к феодализму. Период феодализма знаменуется в истории как “Средние века”.

Начало средневековья - время падения Западной Римской империи, конец — время первых буржуазных революций.

Предфеодальный период в развитии искусства средних веков знаменуется дороманским искусством.

Особенности дороманского искусства:

1. Дороманское искусство - искусство варваров (германских племён, разгромивших Западную часть Римской империи). Варвары разрушили многие римские города, храмы, памятники искусства. Культура варваров была ниже римской - они не умели так искусно строить; крайне редко и примитивно изображали человека.

2. Варварское искусство - искусство орнамента. Орнаментом и резьбой покрывали изделия из металла, дерева, кости. Орнаменты и украшения представляли собой фигуры фантастических животных, чудовищ и птиц (“звериный орнамент”).

З. Мастера предпочитали яркие краски и дорогие материалы - серебро, золото, драгоценные камни.

Искусство Империи Каролингов (франков).

800 г. - франкский король Карл Великий короновался в Риме. В Западной Европе возродилась империя. Со времён Карла Великого европейские государи стали называть себя королями. Настала эпоха Каролингов.

Культура эпохи Каролингов находилась под властью церкви.  Развернулось каменное строительство, строительство монастырей. В столице империи Ахене (Зап. Германия) построен главный храм - капелла в Ахене - суровое и монументальное сооружение, близкое по своему плану и общей форме церкви Сан-Витале в Равенне.

Храмы расписывались фресками. Необычного расцвета достигла книжная миниатюра.

В 843 г. империя Каролингов распалась



Тема № 3. Романское искусство (10-12 вв.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: