Монументальная живопись

Раздел № 3. Искусство Средневековья Западной Европы.

 

    Средними веками называется период, наступивший после окончания правления последнего римского императора Западной Римской империи в 476 году (5 в.). Эпоха средневековья длилась более 12 веков и оставила богатое культурное наследие. Искусство её переживало падения и взлёты, годы упадка и периоды возрождения и предшествовало появлению европейского Ренессанса.

Период раннего Средневековья начинается с распада рабовладельческой Римской империи. В это время образовалось два самостоятельных государства: Византия (территория Восточной Римской империи) и Западная римская империя. Византия сумела устоять перед нашествием варваров и стала единственным хранителем традиций эллинистической культуры. Одновременно перерабатывая творческое наследие Ирана, Сирии, Древнего Египта, Греции, она постепенно создала свою художественную систему.

 

Тема № 1. Искусство Византии (5-15 вв.).

Историческая справка:

Византия – центр средневекового искусства.

395 год – время создания государства Византия на основе восточных провинций Римской империи.

Византия просуществовала до 1453 года.

Столица – Константинополь.

Строй – феодальный.

Во главе государства – император и церковь.

Религия – христианство (но были и другие верования).

Эстетический идеал Византии – Бог – источник красоты, душевного равновесия.

Периодизация:

- 5-7 века – ранневизантийский период. 6 век - время правления императора Юстиниана 1.

- 8 век – время религиозного движения – иконоборчество - направленного против культа икон. Победу одержали иконопочитатели.

- 11-12 века – упадок византийской культуры. Византия как государство теряет свои позиции.

- 12-15 века – подъём византийской культуры, последний расцвет византийского искусства.

Во второй половине 15 века Византия превратилась в Турцию, а её столица – Константинополь - получила название - Стамбул. Христианскую религию сменила мусульманская.

 

 

Особенности искусства Византии:

1. Религиозность искусства. Связь с христианской религией.

2. Каноничность искусства.

3. Безымянность искусства.

4. В ранневизантийский период искусство подражательное. Основа – искусство античности.

5. Характерные черты искусства – блеск, парадность, красочность, зрелищность, сияние.

6. В центре внимания византийских художников – человек в образе христианского бога и святых.

7. В архитектуре:

- ведущая роль принадлежит культовой архитектуре,  

представленной храмами и монастырскими комплексами;

- базилика, крестово-купольная архитектурная форма –

наиболее распространённые формы церковных построек;

- новый тип культовых построек – купольная базилика;

- в архитектуре - предпочтение внутреннему убранству  

храмов.

7. В живописи:

     - развитие монументальной (храмовой) живописи, 

       представленной мозаикой, фреской; иконописи, книжной   

       миниатюры;

     - существование иконографического канона в росписи  

        храмов.

8. Развитие ювелирного искусства, художественного шитья.

9. Незначительная роль скульптуры в искусстве Византии.  

Развитие декоративного рельефа. Развитие портретной

скульптуры в традициях позднего римского искусства.  

 

Архитектура.

Светская архитектура Византии известна почти исключительно по письменным свидетельствам. Главная роль принадлежала культовой архитектуре.

Наиболее распространённая форма церковных построек – базилика – здание удлинённой формы с полукруглым или гранёным выступом в восточной части – апсидой. Многие базилики были разделены колоннами на 3 нефа и имели три апсиды. Перекрытие базилик в западных областях империи были деревянными. Восточные базилики строились почти исключительно из камня. Для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича (плинфы) или смешанной кладки.

Постепенно в храмовом строительстве утверждается крестово-купольная архитектурная форма. В центре такого здания возводится купол, символизирующий небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест. Купол располагался на световом барабане. Внутреннее пространство храма делилось на 3-5 нефов.

Всё внимание зодчих было сосредоточено на оформлении внутреннего пространства храмов, особенно самой священной части храма – алтаря. Алтарь располагался в восточной части храма в апсиде.

Для увеличения внутреннего пространства храма с целью вмещения большего числа верующих создаётся новый тип культовых построек, объединивший конструктивные особенности базилики и центрально-купольного храма – купольная базилика.

В период царствования Юстиниана возводится главный христианский храм – храм Святой Софии в Константинополе.

Архитекторы: Анфимий и Исидор из Малой Азии – лучшие представители традиций позднеантичной научной интеллигенции.

Задача: создать главный храм христианского мира, воплотить идею могущества империи и блестящего правления императора.

Тип храма: купольная базилика.

Храм посвящён святой Софии – христианской мученице, казнённой во втором веке в Риме.

Собор построен на месте базилики, уничтоженной пожаром. Строительство храма началось 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара.

В основу здания положен план трёхнефной базилики, слегка вытянутой в прямоугольник. Центральный неф перекрыт куполом. Четыре мощные арки держат купол высоко над молящимися. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в сою очередь имеют ещё по два маленьких полукупола. Главный купол образован сорока арками с окнами, через которые в подкупольное пространство поступает свет.

С восточной стороны храм имеет апсиды – полуцилиндрические выступы. В апсиде помещается алтарь. С западной стороны – главный вход. С запада перед Софийским собором находился обширный фонтан для омовений. Существовал ещё один торжественный вход с юга, со стороны центральной площади Константинополя. На площади против собора располагался огромный ансамбль Большого императорского дворца, а также здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.

Внешний вид собора Святой Софии с его гладкими стенами отличается простотой, суровостью и массивностью форм. Зато внутреннее пространство храма поражает своим богатством. Стены храма облицованы полированным серо-зелёным и розовым мрамором. Своды и купола украшают мозаики. В куполе изображён гигантский мозаичный крест. В основном мозаики имели декоративный характер. Юстиниан, по-видимому, не захотел изображать евангельские сцены, т.к. это объяснялось сомнением в допустимости изображать человеческое тело, ведь античные традиции ещё сохраняли свою силу.

В соборе более ста колонн. Колонны взяты для постройки из ряда античных храмов Малой Азии, Египта, Греции.

Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 м.).

Собор Святой Софии – высшее достижение византийской архитектуры.

 

Памятники Равенны.

Ни один город не сохранил такого большого числа памятников 5-6 веков, как расположенная на севере Италии Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Пладиции и восьмигранный православный баптистерий (крещальня); базилики 6 века. Особый интерес представляет центрально-купольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540-547 г.г.). 15-тиметровый в диаметре купол Сан Витале покоится на восьми столбах.

Памятники Равенны имели специфические местные черты. Самой распространённой техникой внутреннего убранства зданий была мозаика.

 

В эпоху Македонской династии формируется зрелый средневековой стиль (9-12 в.в.). Дворцовые постройки этого периода представляют собой целый комплекс зданий с галереями и переходами.

К 9 веку господствующим в церковной архитектуре становится крестово-купольный тип храма. В центре всех культовых построек, увенчанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство. К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста. Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов.

В 9-13 веках возводятся монастырские комплексы. Центром архитектурной композиции монастыря является главный храм – каталикон.

Крестовые походы, приведшие к завоеванию Константинополя в 1204 году, сыграли губительную роль в судьбе Византийской империи. Крестоносцы разграбили город, вывезли большое количество произведений искусства. Греческие художники эмигрировали в разные страны Западной и Восточной Европы.

Здания, возведённые или перестроенные в конце 13-15 в.в., отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера (монастырь Хора в Константинополе). В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий.

 

Монументальная живопись.

Наиболее ярко живописное искусство Византии представлено в христианских храмах.

Внутреннее пространство церквей мастера-живописцы украшали стенными росписями (фресками) и мозаикой.

Фреска роспись водяными красками по сырой или сухой штукатурке.

Мозаика – рисунок или узор, составленный из керамики или кусочков разноцветных камней – смальты.

Росписи и мозаики придавали помещению необычайно праздничный вид и иллюстрировали события священных христианских книг, прежде всего Библии. Люди на этих картинах чаще всего облачены в длинные одеяния, имеют торжественный и строгий вид.

В византийских храмах нельзя было встретить изображения обнажённого тела, в этом и состоит главное отличие христианского искусства от античного.

К 6 веку, в период правления императора Юстиниана 1, для византийского искусства наступила пора расцвета. Искусство стало прославлять императора. Так, например, стены сохранившейся до наших дней церкви Сан Витале в итальянском городе Равенне украшены изображениями императора Юстиниана и его супруги Феодоры. На алтарной стене храма изображены две процессии, приносящие дары храму. Одну из них возглавляет император Юстиниан, другую – его супруга Феодора. Юстиниан и Феодора являются зрителям как идеальные образы идеальных правителей. Поэтому в равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) – оба супруга держат в руках золотые чаши (“Император Юстиниан со свитой”, “Императрица Феодора со свитой”).

Монументальная живопись 9-10 веков глубоко канонична. К началу этого периода складывается система внутреннего декоративного убранства храмов. Церковное здание уподобляется космосу, и в соответствии с этим существовал определённый иконографический канон в оформлении внутреннего пространства храма.

 Храм делился сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. Соответственно в куполе изображали Христа Пантократора (Вседержителя) – владыки Мира в окружении ангелов. Он взирает с небес на Землю и обдумывает распорядок и образ правления.

В апсиде помещали фигуру Богоматери Оранты, представленной в позе моления с воздетыми руками. Поднятые руки воспринимались как жест покровительства и защиты, как обращение к Богу за милостью для людей. Ниже Богоматери стояли библейские патриархи и пророки, апостолы и мученики. Изображение Богоматери олицетворяло церковь земную.

Паруса с изображением евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части храма.

Смысл такого ансамбля заключался в том, чтобы показать единство Церкви небесной в образе Христа, с Церковью земной в лице Богоматери.

Канон ограничивал свободу художника: он не мог построить композицию и выбрать краски по своему усмотрению. Например, покрывало Богоматери полагалось писать вишнёвым (реже лиловым или синим), а одеяние – синим. У Христа, наоборот, синим был плащ, а вишнёвым – хитон (рубаха).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: