Готика - художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы и существовавший между серединой 12 и 15-16 в.в. Готическое искусство, сменившее романский стиль, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным в своих основах.
Название “готический стиль” происходит от названия германского племени готов. Расцвет готического искусства приходится на 13-14 века. Готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (“пламенеющую”) готику.
Особенности готического искусства:
1. Культовый, религиозный характер готического искусства.
2. Архитектура - основной вид искусства.
З. Базиликальный тип готического храма.
4. Каркасная система готической архитектуры.
5. Лёгкость, ажурность, высотность готических сооружений.
|
|
6. Синтез архитектуры, скульптуры, живописи.
7. Скультпура представлена круглой статуей, рельефом.
8. Монументальная живопись представлена витражом. Фресковая
живопись не получила развития из-за каркасной системы.
9. Развитие книжной миниатюры, росписей створок алтарей.
10. Церковная тематика - сюжеты с главным героем - Христом.
Светская тематики - изображение античных философов,
королей, представителей разных народов и сословий.
Появление первых попыток создания портретов светских лиц.
11. Расцвет ДПИ, ювелирного искусства, резьбы по слоновой кости.
В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу 12 века становятся не монастыри, а города. Города подчинялись светскому или церковному правительству. Города имели органы самоуправления, вели торговлю, борьбу против феодалов за свою независимость. В городах зарождалась наука, расцветали художественное ремесло, рыцарская поэзия, народная сатира. Центром общественной жизни города была ратуша - здание городского самоуправления. Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.
Также центром города являлся собор, который выполнял функцию не только культового сооружения, но и дозорной или пожарной башни. Возводился собор на одной из центральных площадей города на средства горожан.
Характеристика готического собора:
Каркасная система готического собора состоит из:
- Нервюров - крестовообразных сводов-арок в интерьере.
Нервюра - ребро жёсткости, поддерживающее свод;
|
|
- Аркбутанов - выступающих снаружи рёбер - открытых
полуарок, играющих роль подпорки;
- Контрфорсов - внешних опор - выступающих выступов стен.
Аркбутаны Страсбургского собора
Капелла Клюни: нервюры свода, опертые на пяты,
находящиеся в стенах, а не на колоннах.
Эти приёмы дали возможность делать стены более тонкими и лёгкими, заполняя их огромными оконными проёмами. Для готического храма характерны стрельчатость оконных проёмов, башен, арок; необозримость, протяжённость (до 130 метров в длину); асимметричность и неоднородность фасадов.
Единственная массивная часть собора - главный фасад. На главном фасаде находятся две массивные башни. На средокрестье - ещё одна башня в виде тонкого шпиля. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу. Витраж - картина или орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Внутри и снаружи собор украшает множество статуй и рельефов.
Главный фасад в основном имеет трёхчастное деление по вертикали: средняя часть отвечает центральному нефу, каждая из боковых - малым нефам. Фасад делится горизонтальными поясами на три яруса. В центральном звене второго яруса помещается круглое окно - роза - с каменным рисунчатым переплётом. Вход в храм оформлен в виде перспективных порталов.
Примеры готической архитектуры:
Франция:
Расцвет готической архитектуры и скульптуры приходится на 12-13 века.
Главный собор - Нотр - Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). 1163 г.-14 век. Базилика длиной 129 метров с 5-тью продольными нефами и одним поперечным трансептом. Имеет три входа - портала, обрамлённых арками. Над ними - ниши со статуями – “королевская галерея”. В центре западного портала - окно-роза. Фасад имеет трёхчастное деление по вертикали и расчленён горизонтальными поясами на три яруса. Верхний ярус представляет собой ажурную колоннаду, увенчанную арочками. Фасад украшен могучими кубическими башнями. Для пластического убранства фасада используется круглая и рельефная скульптура. Нотр - Дам де Пари является образцом ранней готики, поэтому в нём соединились черты романского (главный фасад с башнями ещё массивен) и готического стилей.
Собор в Шартре (12-14 в.в.) - один из красивейших в Европе. Славится своими витражами (площадь витражей - более двух с половиной тысяч кв. метров).
К выдающимся произведениям зрелой готики относятся соборы в Реймсе и Амьене. Перспективные порталы собора Богоматери в Реймсе завершаются треугольниками - вимпергами.
Соборы Франции украшены скульптурными композициями с изображениями пророков, апостолов, святых. Присутствуют орнаментальные мотивы с изображениями животных и растений. Скульптурные изображения с вытянутыми, искажёнными пропорциями повторяют архитектурные формы.
Германия:
Основные готические соборы начали строить в 13 веке. Отличаются от французских отсутствием наружных полуарок, окна-розы, нет роскошного убранства западных фасадов.
Собор в Кёльне (13-19 в.в.) - 5-ти нефное сооружение с трансептом и двумя огромными башнями со шпилями. Фасад расчленён на пять горизонтальных частей.
Италия:
Искусство находится под влиянием античных традиций. Готический стиль формируется лишь в 14 веке. Самый крупный храм готического периода - собор в Милане. Богатое скульптурное убранство - более двух тысяч трёхсот скульптур.
В эпоху готики возросло значение светской архитектуры в Италии. Пример - Дворец Дожей (правителей республики 14-15 веков) в Венеции. Дворец поражает праздничным убранством.
|
|
Готическая скульптура:
Развитие готической пластики неотделимо от архитектуры. Скульптуре принадлежит первенство в готическом изобразительном искусстве. Она занимает ведущее место в декоративном убранстве собора.
В произведениях готики прослеживается тема мученичества. Христа в основном изображают скорбящим, страдающим, принявшим муку на кресте за грехи человечества. Характерный тип распятого Христа - голова в терновом венке беспомощно свесилась на грудь, кровь льётся по телу, ноги скрючены, руки прибиты гвоздями.
Излюбленная тема готических художников - образ Богоматери.
Сохранилась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в виде скульптур-химер.
Готическое искусство - одно из ярчайших достижений Средневековья, но его влияние не ограничивается Средними веками. Интерес к готической архитектуре, скульптуре, живописи сохраняется во все века, а в 19 веке столь велик, что именно в это время были завершены и отреставрированы многие готические храмы (собор в Кёльне, собор Святого Виталия в Праге, собор Парижской Богоматери, многие соборы в Прибалтике).
Собор Нотр-Дам в Амьене