Режим и адекватность нагрузки

Значительная часть школьных проблем связана с организацией общего режима дня ребенка, с тем, как распределяются нагрузки. Адекватность нагрузки и эффективность организации учебного процесса, прежде всего, отражаются на работоспособности детей.

Рационально организованные занятия или урок – это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но что более важно – соблюдается оптимальный темп деятельности, не создаётся ситуация временного цейтнота, подгонки, дефицита времени.

Для обеспечения эффективной организации внимания и всей деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

1. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Её нечеткость, использование учителем непонятных слов, многоступенчатость задания создают помехи в восприятии, затрудняют его и снижают концентрацию внимания. Сложное (многоступенчатое) задание следует делить на этапы и определять последовательность их выполнения. Кроме этого, необходимо четко определять критерии завершения работы.

3. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3–5 мин. непрерывной работы в 1–2 классах, 5–8 мин – в 3–4 классе, на 15–20 мин, максимум 30 мин – для учащихся старших классов. Мнение о том, что старшеклассники могут не уставать при работе за компьютером, не соответствует данным специальных исследований. Доказано, что непрерывная работа за ним в течение 30 мин является чрезмерно утомительной.

Работа на компьютере сопровождается значительным напряжением не только зрения, но и ухудшением функционального состояния центральной нервной системы и снижением общей работоспособности. Степень утомления находится в прямой зависимости от длительности работы за монитором: выраженное утомление наблюдается с 20–25-й минуты; спазм аккомодации отмечается спустя 75 минут непрерывной работы, снижение функционального состояния слухового анализатора (слуховое утомление) – через 90 минут работы.

4. Работа за компьютером должна вестись в индивидуальном темпе (особенно на начальных этапах при освоении навыков работы с мышью и клавиатурой). Эти виды работы на начальном этапе требуют очень медленного, пошагового освоения каждого действия.

5. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения.

Особенно сложна работа за компьютером в начальной школе. При ней ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость его переключения в младшем школьном возрасте еще невысока, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. Не следует забывать еще об одной особенности детей этого возраста – о трудности распределения внимания между разными видами деятельности.

Одновременное выполнение двух или более действий чрезвычайно сложная, а порой просто не выполнимая для младшего школьника задача. При работе за компьютером неизбежно совмещение двух и более различных действий (читать текст на экране и одновременно работать мышью или использовать клавиатуру и т.п.).

На начальных этапах обучения (работа с мышью, клавиатурой) категорически противопоказано форсировать темп работы. Это связано с возрастными особенностями развития зрительно-моторной координации (интеграцией взаимодействия системы зрительного и зрительно-пространственного восприятия и движений руки). Все это создает дополнительное напряжение при выполнении двигательных действий.

У значительной части школьников 7–8 лет (около 30–35%) недостаточно сформированы и механизмы регуляции произвольных движений и зрительно-пространственного восприятия. Это определяет сложность и длительность формирования двигательного навыка, трудности формирования серийной последовательности действий, к которым относятся освоение работы с мышью и, особенно с клавиатурой, а также обучение письму на латинице.

При организации работы с учащимися необходимо:

• четко формулировать и демонстрировать технику выполнения каждого действия;

• выполнять каждое действие медленно;

• объединять действия в серию только после освоения каждого из них.

Работа за компьютером связана со сложнейшими процессами зрительного восприятия, различения и дифференцировки разного рода зрительной информации. Особенно сложен для детей 6–7 лет процесс восприятия незнакомых символов (графических знаков, схем, моделей).

Следует учитывать, что максимальная длина безошибочно воспроизводимого 7-летним ребенком текстового ряда составляет 5,4 символа, а в 10-летним – 6,4 символа. Это создает ряд ограничений в подаче информации и определении скорости ее восприятия.

Важно помнить, что ребенок – это бурно развивающийся, очень чувствительный организм. В дошкольном и младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, в том числе те, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером. Продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза*. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но ее резкое нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».

* Рефракция глаза – оптическая (зрительная) установка при покое аккомодации (приспособленность к рассматриванию предметов, находящихся на различном расстоянии).

Как избежать переутомления детей при занятиях на компьютере

Нарастание утомления связано в основном с условиями организации занятий на компьютере и с функциональным состоянием ребенка.

К условиям организации занятий относятся правильное (рациональное) компьютерное устройство и оснащение рабочего места, рациональная рабочая поза; благоприятные показатели внешней среды, где проводится работа на компьютере; качество самого компьютера, соответствие используемых компьютерных программ возрасту детей, сложность выполняемого задания, режим работы и т.д. В режиме главным является длительность работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: