Психофизиологические основы организации эффективной работы при использовании компьютера

Материал базируется на исследованиях и учебном курсе «Педагогическая физиология» ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», требованиях СанПиН

* В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Оказавшись в форс-мажорных обстоятельствах по причине распространения коронавирусной инфекции COVID 19 (Весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции) общество и система образования в частности, столкнулись с рядом проблем, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования основных сфер жизни в том числе и образовательного процесса, который перешел в дистанционный формат.

Дистанционное обучение при этом системами образования было воспринято, как переход на виртуальный формат с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн-платформ. Однако, данный резкий переход произошел без учета возрастных и психофизиологических особенностей детей.

А любая новая, непредвиденная, а главное, внезапно поменявшаяся социальная и учебная ситуации являются состоянием стресса, тем более для ребенка.

В итоге в стрессовой ситуации оказались и дети, и педагоги, и родители. Но в группе риска, с точки зрения здоровья, в данной ситуации находятся именно дети, так как перевод детей на новый для них формат обучения и, в целом, в новые социально-эмоциональные условия, произошел без предварительного исследования функционального состояния ребенка и его готовности к новой учебной ситуации и без исследования и апробации адекватности учебных нагрузок в рамках онлайн обучения и его (онлайн обучения) целесообразности, эффективности, безопасности для физического и психического здоровья и развития детей.

Помимо, технической стороны вопроса, доступности самих технических средств, грамотного владения, как детьми, так и взрослыми, мультимедийными инструментами, качества образовательных платформ, дети оказались внезапно вынуждены проводить за компьютером более чем допустимое количество времени, находясь в состоянии напряжения (учитывая, что не всегда возможны качественная передача изображения, звука, скорость интернета, всевозможные сбои и помехи онлайн режима и пр. напряжение ребенка вырастает в разы, чтобы расслышать и выполнить задания педагога), что противоречит всем медицинским и педагогическим рекомендациям, санитарно-гигиеническим требованиям и может привести к нарушению развития, нанести вред здоровью.

Любые используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиолого-гигиенической экспертизе, которая позволила бы оценить возможности и риски их использования.

«Беда всех инноваций в образовании: заранее не просчитываются риски» – считает Марьяна Михайловна Безруких, академик Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей.

В сложившейся нестандартной образовательной ситуации с учетом выросшей по объему работы за компьютером, крайне важно учитывать психофизиологические закономерности развития дошкольников и младших школьников и выделить основные возможности и риски образовательного процесса с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн обучения (а также предлагаемых многими образовательными организациями и Интернет-ресурсами онлайн занятий (или в записи) для дошкольников) и адекватность учебной нагрузки, на которые педагогам и родителям важно обращать внимание с целью предупреждения развития / усугубления стресса у детей и ухудшения здоровья.

Психофизиологические основы организации эффективной работы при использовании компьютера

Эффективность решения педагогических задач при использовании компьютера в учебном процессе определяется не только соблюдением всех гигиенических требований к организации рабочего места (они определены СанПиНами), эргономических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько их содержание, формы и методы работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей разного возраста.

Работа за компьютером (даже в течение 10–15 минут) – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания и работы без отвлечений. Последняя связана не только с максимальной мобилизацией организма (памяти, внимания, мышления), но и со значительным напряжением механизмов, обеспечивающих произвольную организацию и регуляцию деятельности.

Работа за компьютером связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением. При этом чем интереснее и увлекательнее задание, тем выше может быть эмоциональное напряжение, эмоциональная нагрузка.

 

Работа за компьютером сопровождается высоким статическим напряжением мышц, обеспечивающих относительно неподвижную позу, мышц руки, кисти, пальцев. Особое напряжение организма вызывает статическая поза, связанная с напряжением мышц плечевого пояса (шея, плечи, руки).

Необходимо отметить: чем младше ребёнок, тем быстрее наступает мышечное утомление, тем скорее он принимает позу, которая может привести к искривлению позвоночника и нарушению развития мышц.

Работа за компьютером связана с интенсивной работой зрительного аппарата, напряжением зрения. Напряжение глаз в данном случае определяется не только тем, что изображение (даже на самом совершенном) незаметно пульсирует, объекты не подвижны, а порой движутся в поле зрения с очень большой скоростью. Кроме того, в процессе работы необходим быстрый перевод взгляда с экрана на клавиатуру, к бумажному носителю/рабочему материалу и обратно.

Специальные исследования доказали, что длительная работа за компьютером ведет к нарушению зрения. Негативное влияние на функциональное состояние организма может оказать и скорость движения объектов на экране монитора, и частота звуковых стимулов.

Однако правильно организованная работа за компьютером имеет немало преимуществ, поскольку интересна, увлекательна, развивает творческие способности, способствует развитию внимания, памяти, мышления, моторных навыков, координации движения, организации деятельности, внимания, коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста, при помощи компьютера ребенку легче раскрыть себя и выбрать стратегию поведения или самообучения.

Для работы за компьютером необходимо соответствующее развитие / зрелость следующих познавательных функций:

• сформированность механизмов организации и регуляции деятельности – развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;

• развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;

• развитие сложно координированных движений руки (кисти, пальцев);

• развитие интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

Следует отметить, что у большинства школьников все эти функции к началу обучения в школе недостаточно сформированы, и их развитие идет постепенно с семи до десяти лет. Всё это позволяет считать работу за компьютером достаточно напряженным видом деятельности, и именно поэтому важна рациональная организация учебного процесса при его использовании.

Для того чтобы работа за компьютером была эффективно включена в учебный процесс, необходимо учитывать следующие факторы:

• гигиенические требования (СанПиН) к организации работы за компьютером

• возрастные особенности детей;

• адекватные возрасту сертифицированные программы.

Факторы риска

При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие специфические факторы:
• излучение от компьютеров;
• изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;
• особенности условий зрительной работы;
• длительность и сложность различных видов работы.

 

Длительная работа на компьютере сопровождается напряжением зрительного анализатора, функционирующего в специфических условиях внешней среды (рассматривание на светящемся и незаметно пульсирующем экране видеотерминала на близком расстоянии и считывание информации в виде мелких знаков – букв, цифр). Периодический перевод взгляда на клавиатуру или текст, расположенные на столе, требует быстрой адаптации органа зрения к иным условиям освещения. Поэтому напрягать глаза в этих условиях приходится сильнее, чем при зрительной работе (чтении книг, просмотре телевизионных передач).

Работа на компьютере связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением, а статическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса, гораздо больше, чем при обычных учебных занятиях.

Подобные факторы могут ухудшать состояние ребенка и снижать его работоспособность.

Очень уязвима и психика ребенка. На фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки нерегламентированные занятия на компьютере могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: