Задания на самостоятельную работу студентов по теме 1.1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гражданского права

             УТВЕРЖДАЮ

 


Проректор по учебной и методической работе

 

__________________________С.И.Сильченко

                      «25»              декабря  2015 г.        


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Семейное право

 УГН:                                                      40.00.00 Юриспруденция

Направление: 40.03.01 Юриспруденция  
Квалификация (степень) выпускника:         бакалавр
Формы обучения: очная, заочная
Нормативный срок обучения (по очной форме): 4 года
Рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 6 от 20.12.2013 г. Обсуждена и рекомендована на заседании УМС № 55/3 от 19.12.2013 г. Одобрена на заседании Ученого совета, протокол № 8 от 23.12.2013 г.
Обновления: Рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 4 от 11.12.2014 г. Одобрена на заседании УМС, протокол № 59 от 25.12.2014 г.
Обновления: Рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 9 от 24.04.2015 г. Одобрена на заседании Ученого совета, протокол № 3 от 28.05.2015 г.
  Обновления: Рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 4 от 18.12.2015 г. Одобрена на заседании Ученого совета, протокол № 9 от 24.12.2015 г.
     

Москва

2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.. 5

2.1. Цикл учебного плана. 5

2.2. Место дисциплины в структурно-логической схеме. 5

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ООП (КОМПЕТЕНЦИЯМИ ВЫПУСКНИКА) 6

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 8

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

5.1. Тематический план для очной формы обучения. 9

5.2. Тематический план для заочной формы обучения. 11

5.3. Содержание разделов и тем дисциплины.. 12

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

6.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 15

6.2. Задания на самостоятельную работу. 17

6.3. Задания для подготовки к занятиям семинарского типа. 114

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ....122

8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 123

8.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы.. 123

8.2. Перечень нормативных правовых актов. 124

8.3. Перечень ресурсов сети «Интернет». 125

8.4. Перечень информационных технологий. 126

9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 126


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Семейное право» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).   

Освоение дисциплины «Семейное право» обусловлено миссией основных образовательных программ (ООП) и требованиями ФГОС ВПО по указанному направлению подготовки.

В рамках учебной дисциплины «Семейное право» осуществляется подготовка обучающихся к следующим видам профессиональной деятельности и выполнению следующих профессиональных задач:

    нормотворческая деятельность. Бакалавр может участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, составляющие предмет семейного права;

    правоприменительная деятельность. В процессе её осуществления бакалавр должен уметь правильно применять нормы семейного права, юридически грамотно составлять правовые документы;

    правоохранительная деятельность. При её реализации бакалавр готов к обеспечению законности и правопорядка; защите прав и законных интересов, прежде всего, нетрудоспособных и несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений;

    экспертно - консультационная деятельность. Бакалавр осуществляет правовую экспертизу документов, а также консультирование по вопросам семейного права;

Освоение учебной дисциплины «Семейное право» позволит бакалавру овладеть следующими профессиональными компетенциями.

Профессиональные компетенции (ПК):

в нормотворческой деятельности:      способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Цели изучения учебной дисциплины:

-       сформировать у обучающихся теоретические знания в сфере правового регулирования семейных отношений, сочетающееся с научным анализом семейного законодательства и практики его применения;

-       сформировать у выпускника профессиональные компетенции в области применения норм семейного права.

Задачи изучения учебной дисциплины:

1.     Изучить основные положения науки семейного права, семейное законодательство и практику его применения.

2.     Выработать способности у обучающихся к самостоятельному рассмотрению и разрешению семейно-правовых конфликтов на основе полученных знаний, в том числе по вопросам защиты прав и законных интересов участников семейных правоотношений в судах общей юрисдикции.

3.     Привить навыки самостоятельной работы обучающихся со специальной литературой и нормативными источниками, включая справочные правовые системы (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, и т.д.), иные информационные средства, в т.ч. интернет-ресурс, электронные библиотеки, для осуществления правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов в сфере правового регулирования семейных отношений.

Исходя из поставленной цели, основные задачи дисциплины решаются методологическим, а не информационным подходом к обучению, прежде всего, посредством получения, усвоения, и систематизации знаний в области семейного права. Обучающиеся должны сформировать определённые навыки как научно-теоретического подхода к рассматриваемым правовым явлениям, так и практического их использования в юридической работе.

Достижение указанных целей и решение установленных задач позволят обучающимся продолжить профессиональное образование в магистратуре и/или успешно начать профессиональную деятельность.

 

2. МЕСТО  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

2.1. Цикл учебного плана

Дисциплина «Семейное право» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП (блок БЗ.В.ОД «Обязательные дисциплины») и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами.

 

2.2. Место дисциплины в структурно-логической схеме

  Уяснение материала курса базируется на положениях и выводах, изученных дисциплин ООП, входящих в гуманитарный, социальный и экономический цикл, а также информационно-правовой цикл: Философия, Экономика, Профессиональная этика и др. Важную роль в освоении материала курса играют также дисциплины, входящие в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучению дисциплины «Семейное право»: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право» и др. Важное значение в изучении курса «Семейное право» имеет дисциплина «Иностранный язык», которая помогает использовать при изучении дисциплины зарубежный опыт правового регулирования семейных отношений.

Учебная дисциплина реализуется в семестрах согласно учебным планам по формам обучения.

  Изучение дисциплины «Семейное право» основывается на приобретенных в результате изучения предшествующих дисциплин, знаниях:

-содержания и профессиональной этики в юридической деятельности;                        

-поиска, обработки и систематизации правовой информации;

-закономерностей возникновения государства и права, системы права, механизма правового регулирования;

-предмета и метода гражданского права, его отличий от иных отраслей права, отдельных институтов гражданского права.

       Обучающийся должен уметь:        

-правильно использовать основные категории теории государства и права, конституционного права, гражданского права; анализировать правовые нормы и правоотношения;

-составлять различные гражданско-правовые договоры;

-подбирать и анализировать судебную практику по конкретным вопросам;

-использовать современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации.

Изучение дисциплины «Семейное право» дает возможность уяснить сущность и содержание основных принципов семейного законодательства, а также институтов семейного права, правовой статус субъектов семейных правоотношений, особенно несовершеннолетних; приобрести навыки анализа семейно-правовых норм и правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, что необходимо для освоения обучающимися последующих дисциплин.

Учебная дисциплина обеспечивает в последующем освоение следующих учебных дисциплин:

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых дисциплин, практик № разделов и тем
1. Право социального обеспечения все разделы

 

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ООП (КОМПЕТЕНЦИЯМИ ВЫПУСКНИКА)

Компетенция

Знать, уметь, владеть

код наименование

ПК-1

Способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

В области знания и понимания (А)

Знать основные принципы и содержание российского семейного права А.1
  источники семейного права А.2

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь предвидеть юридический конфликт, предостеречь от нарушения права В.1

ПК-3

Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права

В области знания и понимания (А)

Знать сущность и содержание правовых статусов субъектов семейных правоотношений А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями семейного права В.1

ПК-4

Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом

В области знания и понимания (А)

Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов семейного права А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста) В.1

ПК-5

Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

В области знания и понимания (А)

Знать действующие семейное законодательство, в то числе по вопросам защиты семейных прав в суде А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь анализировать, толковать и правильно применять семейно-правовые нормы В.1

ПК-6

Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

В области знания и понимания (А)

Знать основные положения семейного законодательства А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними семейно-правовые отношения В.1

ПК-7

Владеет навыками подготовки юридических документов

В области знания и понимания (А)

Знать требования, предъявляемые к форме и содержанию юридических документов, используемых при осуществлении прав и обязанностей участниками семейных правоотношений А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь правильно оформлять юридические документы, применяемые в сфере семейных правоотношений В.1

ПК-9

Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

В области знания и понимания (А)

Знать формы защиты прав и законных интересов участников семейных правоотношений А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь принимать решения и совершать юридически значимые действия в сфере применения семейного законодательства в точном соответствии с законом В.1

ПК-13

Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации

В области знания и понимания (А)

Знать требования, предъявляемые к форме и содержанию юридических документов А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь правильно применять правовые нормы при составлении и оформлении юридических документов, применяемых в сфере семейных отношений В.1

ПК-15

Способен толковать различные правовые акты

В области знания и понимания (А)

Знать содержание семейного законодательства А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь осуществлять правовую экспертизу семейно-правовых актов В.1

ПК-16

Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

В области знания и понимания (А)

Знать формы защиты законных интересов участников семейных правоотношений А.1

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения семейного законодательства В.1

 

4. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из них:

Виды учебных занятий

Всего часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения
1. Контактная работа (по видам учебных занятий), в т. ч.: 54 16
Лекции 16 4
Практические занятия (из них практические занятия с ИАМ) 36 (12) 10 (7)
Контроль самостоятельной работы 2 2
Мероприятия промежуточной аттестации экзамен экзамен
2. Самостоятельная работа (всего), в т. ч. 54 122
Проработка рекомендованной и иной литературы 25,5 85
Тема 1.1. 2 15
Тема 1.2. 6 17
Тема 2.1. 2 15
Тема 2.2. 2 10
Тема 3.1. 6 9
Тема 3.2. 2 4
Тема 3.3. 2 5
Тема 3.4. 2 4
Тема 4.1. 1 3
Тема 4.2 0,5 3
Подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point) 13 9
Тема 1.1 3 -
Тема 2.1. 2 -
Тема 3.2. 2 3
Тема 3.3. 2 -
Тема 3.4. 2 -
Тема 4.1. 1 3
Тема 4.2. 1 3
Решение отдельных правовых кейсов 5 10
Тема 2.2. 2 5
Тема 3.4. 2 5
Тема 4.2. 1 -
Решение задач 10,5 18
Тема 1.1. 1 2
Тема 2.1. 2 2
Тема 2.2. 2 2
Тема 3.2. 2 2
Тема 3.3. 2 4
Тема 4.1. 1 3
Тема 4.2. 0,5 3

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Тематический план для очной формы обучения

Наименования раздела (темы) дисциплины

Количество академических часов по видам занятий

всего

компетенции

 

признак компетенции

Л ПЗ

ПЗ с ИАМ

КСР

СРС экзамен
Раздел 1. Общие положения      

 

 

       
Тема № 1.1. Понятие, предмет, метод и источники семейного права. 2 4  

 

6

  12 ПК-1 ПК-6 ПК-15   А.1, А.2; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 1.2. Общие положения о семейных правоотношениях 2    

 

6

  8 ПК-3 ПК-9 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Раздел 2.  Брачные и супружеские правоотношения      

 

 

       
Тема № 2.1. Правовое регулирование брака 2    4   

 

6

  12 ПК-4 ПК-9 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 2.2. Права и обязанности супругов 2   4

 

6

  12 ПК-3 ПК-5 ПК-7 ПК-13 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Контрольная работа (тесты по 1 и 2 разделу)      

1

 

  1    
Раздел 3. Правовое регулирование отношений между родителями, детьми и другими членами семьи      

 

 

       
Тема № 3.1. Установление происхождения детей 2    

 

6

  8 ПК-4 ПК-5 ПК-9 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 3.2. Правовое регулирование отношений между родителями и несовершеннолетними детьми 2 4  

 

6

  12 ПК-3 ПК-5 ПК-7 ПК-13 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 3.3. Общая характеристика алиментных обязательств 2 2  

 

6

  10 ПК-4  ПК-9 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 3.4. Виды алиментных обязательств   2 4

 

6

  12 ПК-3 ПК-5 ПК-7  ПК-13 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Раздел 4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей      

 

 

       
Тема № 4.1. Общие положения об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2 4  

 

3

  9 ПК-4 ПК-9 ПК-15 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 4.2. Усыновление (удочерение) как правовая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство над детьми. Приёмная семья   4 4

 

3

  11 ПК-4 ПК-5 ПК-15 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Контрольная работа (тесты по 3 и 4 разделу)      

1

 

  1    
Экзамен      

 

 

36 36    
Всего по дисциплине: 16 24 12

2

54

36 144    
                       

 

5.2. Тематический план для заочной формы обучения

Наименования раздела (темы) дисциплины

Количество академических часов по видам занятий

всего

компетенции

 

признак компетенции

Обзорн. л. ПЗ

ПЗ с ИАМ

КСР

СРС экзамен
Раздел 1. Общие положения      

 

 

       
Тема № 1.1. Понятие, предмет, метод и источники семейного права.

4

 

 

   

 

11

  12 ПК-1 ПК-6 ПК-15   А.1, А.2; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 1.2. Общие положения о семейных правоотношениях    

 

7

  8 ПК-3 ПК-9 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Раздел 2.  Брачные и супружеские правоотношения    

 

 

       
Тема № 2.1. Правовое регулирование брака        

 

11

  12 ПК-4 ПК-9 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 2.2. Права и обязанности супругов   4

 

7

  12 ПК-3 ПК-5 ПК-7 ПК-13 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Раздел 3. Правовое регулирование отношений между родителями, детьми и другими членами семьи    

 

 

       
Тема № 3.1. Установление происхождения детей    

 

8

  8 ПК-4 ПК-5 ПК-9 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 3.2. Правовое регулирование отношений между родителями и несовершеннолетними детьми    

 

12

  12 ПК-3 ПК-5 ПК-7 ПК-13 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 3.3. Общая характеристика алиментных обязательств    

 

10

  10 ПК-4  ПК-9 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 3.4. Виды алиментных обязательств   3

 

9

  12 ПК-3 ПК-5 ПК-7  ПК-13 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Раздел 4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей    

 

 

       
Тема № 4.1. Общие положения об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1  

 

8

  9 ПК-4 ПК-9 ПК-15 ПК-16 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Тема № 4.2. Усыновление (удочерение) как правовая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство над детьми. Приёмная семья 2  

 

9

  11 ПК-4 ПК-5 ПК-15 А.1; В.1 А.1; В.1 А.1; В.1
Контрольная работа (тесты по 1-4 разделу)      

2

 

  2    
Экзамен      

 

30

6 36    
Всего по дисциплине: 4 3 7

2

122

6 144    
                       

                                                                                                                                                      

 

5.3. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел № 1. Общие положения

 

Тема № 1.1. Понятие, предмет, метод и источники семейного права

Семья как самостоятельный объект правовой охраны. Предмет и метод семейного права. Основные начала (принципы) семейного права. Место семейного права в системе отраслей права РФ. Система и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права.

 

Тема № 1.2. Общие положения о семейных правоотношениях

Семейные правоотношения. Осуществление и защита семейных прав. Презумпции в семейном праве. Сроки исковой давности в семейном праве.

 

Раздел № 2. Брачные и супружеские правоотношения

 

Тема № 2.1. Правовое регулирование брака

Понятие и основные концепции брака; юридическое значение брака как правообразующего юридического факта. Заключение брака. Условия вступления в брак, правовые последствия их несоблюдения. Порядок государственной регистрации брака. Понятия и основания прекращения брака. Расторжение брака в органах ЗАГС. Расторжение брака в судебном порядке. Момент прекращения брака при его расторжении. Правовые последствия расторжения брака. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим. Недействительность брака. Особенности заключения и расторжения брака иностранными гражданами на территории РФ и российскими гражданами за пределами РФ.

 

Тема № 2.2. Права и обязанности супругов

Личные неимущественные правоотношения между супругами. Имущественные отношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента.

 

Раздел № 3. Правовое регулирование отношений между родителями,

детьми и другими членами семьи

 

Тема № 3.1. Установление происхождения детей

Основания возникновения прав и обязанностей между родителями и детьми; удостоверение материнства и отцовства; государственная регистрация рождения. Установление отцовства в органах ЗАГС по совместному заявлению родителей и по заявлению отца; основания подачи заявления об установлении отцовства до рождения ребенка. Установление отцовства в судебном порядке; установление судом факта признания отцовства. Основания и порядок оспаривания отцовства или материнства; обстоятельства, на которые недопустимо ссылаться при оспаривании отцовства или материнства. 

Тема № 3.2. Правовое регулирование отношений между родителями и несовершеннолетними детьми

Личные неимущественные права несовершеннолетних детей в семье. Система имущественных прав несовершеннолетних детей в семье. Права и обязанности родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей (родительские права); их защита. Право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и на участие в его воспитании. Право дедушки, бабушки, братьев и сестер и других кровных родственников ребенка на общение с ним. Обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение; ответственность и санкции в родительском правоотношении. Основания, порядок и правовые последствия лишения и ограничения родительских прав; условия, порядок и правовые последствия восстановления родительских прав и отмены их ограничения. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе опасности для его жизни или здоровья. Особенности рассмотрения и разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.

 

Тема № 3.3. Общая характеристика алиментных обязательств

Понятие и признаки алиментного обязательства. Алименты как предмет алиментного обязательства; определение и изменение размера алиментов. Основания возникновения алиментных обязательств; понятие нетрудоспособности и нуждаемости в материальной помощи получателя алиментов и наличия необходимых средств у плательщика алиментов. Соглашение об уплате алиментов. Судебный порядок уплаты и взыскания алиментов; основания для обращения в суд с иском о взыскании алиментов; условия взыскания алиментов за прошлое время. Исполнение судебного решения о взыскании алиментов; исчисление задолженности по алиментам; основания ее уменьшения и освобождения от ее уплаты; обращение взыскания на имущество должника. Юридическая ответственность и санкции в алиментных обязательствах; ответственность за просрочку уплаты алиментов и за уклонение от их уплаты. Основания освобождения от уплаты алиментов и ограничения алиментной обязанности сроком. Основания и порядок прекращения алиментного обязательства.

                  

Тема № 3.4. Виды алиментных обязательств

Алиментные обязательства между родителями и детьми. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.

Раздел №4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

 

Тема № 4.1. Общие положения об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Соотношение понятий «устройство» и «воспитание» в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Термин «формы» применительно к правоотношениям по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Принципы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей в современной России. Порядок централизованного учета детей и лиц, желающих принять ребенка на воспитание в семью. Современные (нетрадиционные) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Тема № 4.2. Усыновление (удочерение) как правовая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство над детьми. Приёмная семья

Приоритетное значение усыновления для семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы социальной и правовой защищенности детей при их усыновлении. Международное усыновление в России в системе правовых форм семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, правовое регулирование и цели опеки и попечительства над детьми. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми; назначение опекунов и попечителей. Осуществление опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей. Прекращение опеки и попечительства над детьми. Понятие приемной семьи; отличие приемной семьи от опеки и попечительства над детьми; законодательство РФ и субъектов РФ о приемной семье. Образование приемной семьи. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Приемные родители и ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью (приемные дети). Понятие, содержание прав и обязанностей. Содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

6.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся является обучение навыкам работы с теоретическими и практическими материалами, необходимыми для уяснения содержания основных институтов семейного права, а также развитие у обучающихся устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению (в письменной и устной форме) полученной информации.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на развитие их мыслительной деятельности, обеспечивающей усвоение определенного учебного материала и необходимую подготовку к решению конкретных практических задач, входящих в их будущие профессиональные обязанности. Самостоятельная работа является также одной из важнейших форм обеспечения индивидуального подхода преподавателя к каждому обучающемуся, учета его способностей и возможностей, контроля за качеством обучения.

  Начальная стадия в самостоятельной работе обучающегося состоит в углубленном усвоении лекционного материала с учетом рекомендаций преподавателя о том, какие вопросы темы (тем) необходимо изучить самостоятельно.

Далее, освежив полученные знания, на практических занятиях обучающийся должен выступать с докладами, проявлять активность, отвечая на вопросы преподавателя и обучающихся по теме доклада, которая должна достигать апогея на практических интерактивных занятиях, проводимых, в том числе при помощи кейс технологий.

Кейсы – это учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. При решении кейсов обучающиеся, руководствуясь нормативными правовыми актами, должны выделить основные проблемы, подготовить свои предложения по решению конкретной проблемы юридического характера. Отстаивание своей правовой позиции должно подкрепляться аргументами, взятыми из действующих нормативных актов, примерами судебной практики, а не ссылками на каких либо авторов, которые высказывали свои суждения по данным вопросам.

Основная задача практических занятий – научить обучающихся понимать содержание семейного законодательства и применять нормы действующего права к конкретным правовым ситуациям.

При подготовке к занятиям обучающиеся должны изучить рекомендованную литературу по теме; относящиеся к тематике правовые акты, иные материалы, в том числе научную литературу, судебную практику и только после этого приступить к выполнению задания к конкретному занятию, в том числе подготовке доклада и/ или решению правового кейса.

Литература, рекомендованная к изучению, состоит из двух разделов: обязательная и дополнительная. Знание обязательной литературы необходимо для начального этапа усвоения темы. 

На практических занятиях предполагается также обсуждение правовых казусов; составление документов правового характера по теме соответствующего занятия; проведение семинаров по типу «семинар - круглый стол», «семинар - диспут»; смоделированных судебных процессов по вопросам рассмотрения семейных споров в судах общей юрисдикции. Обучающимся может быть предложено выступить с обсуждением спорных вопросов. Такого рода дискуссии помогут обучающимся научиться выстраивать логическую систему доказательств в поддержку той или иной позиции. Для наиболее полного усвоения материала обучающимся рекомендуется составить аналитическую справку о практике рассмотрения судами споров по отдельным категориям семейных дел.

Обучающиеся заочной формы обучения изучают отдельные наиболее значимые темы дисциплины, согласно отведенным по учебному плану часам, под руководством преподавателя в ходе установочных занятий. Остальные темы дисциплины обучающиеся изучают самостоятельно.

  Особенности самостоятельной работы для обучающихся заочной формы обучения. Обучающиеся заочной формы обучения изучают отдельные наиболее значимые темы дисциплины под руководством преподавателя в ходе установочных занятий, согласно отведенным по учебному плану часам. Остальные темы дисциплины обучающиеся изучают самостоятельно.

Виды самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся (СРС) (см. таблицу стр. 14,15).

6.2. Задания на самостоятельную работу


Задания на самостоятельную работу студентов по теме 1.1.

Цель задания: изучить понятие, предмет, метод и источники семейного права. Содержание: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); к семинару - круглому столу на тему: Семейное право как самостоятельная отрасль российского права: «за» и «против»; решение задач и выполнение заданий

Срок выполнения: в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Ориентировочный объем доклада: не менее восьми страниц.

Задания для СР:

Темы докладов:

1. Формирование семейного права России в самостоятельную отрасль права.

2. Правовое регулирование семейных отношений в дореволюционной России и в развитых зарубежных государствах.

3. Предмет семейного права России, его соотношение с предметом гражданского права.

4. Метод правового регулирования семейных отношений и метод гражданского права (сравнительная характеристика и тенденции развития).

5. Система семейного права Российской Федерации.

 

Задачи и задания:

 

       1. Болдырев О.П. и Болдырева Г.С., находясь в брачных отношениях, осуществляли предпринимательскую деятельность. Каждый из супругов был зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица. По заключенному между ними как предпринимателями договору поставки Болдырев О.П. (покупатель) не исполнил обязанность по оплате принятого товара. Болдырева Г.С. обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности по договору поставки. Болдырев О.П. иск не признал, сославшись на заключение договора поставки в период нахождения сторон договора поставки в браке. Товар, являющийся предметом договора поставки, является общей собственностью супругов, что, в свою очередь, означает, что заключенный договор поставки не влечет каких-либо правовых последствий. При исполнении договора поставки между супругами переход права собственности и встречное предоставление не происходит. Суд удовлетворил требования поставщика, отклонив доводы покупателя о нахождении товара в общей собственности сторон договора поставки, так как отношения между Болдыревым О.П. и Болдыревой Г.С. являются предпринимательскими и не могут регулироваться семейным законодательством. К данным отношениям должны применяться положения Гражданского кодекса РФ о договоре поставки.

       Соответствует ли решение арбитражного суда общим положениям гражданского и семейного законодательства?  

       2. Выстроите структуру источников семейного права по юридической силе и составьте таблицу, приведя пример каждого вида источника

Отчетность: подготовленный доклад, письменное решение по задаче, выполненное письменно задание.

Метод оценки: пятибалльная система.

Источники:

         - рекомендованная литература - основная: 1-4; дополнительная 1-3;

  - дополнительные - научная литература: 1,7,8.        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: