Буржуазные реформы 60-х–70-х гг. XIX в.: земская, судебная, городская и военная

 

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

 

Становление капиталистических взаимоотношений в дореформенной России приходило в ещё наибольшее противоречие с феодально-крепостническим строем. Углубление процесса общественного разделения труда, подъем индустрии, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Обострявшийся конфликт между свежими, капиталистическими отношениями, и отжившим крепостным строем лежал в основе упадка феодализма. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ. Этот путь был начат с реформ 60-70-х гг. XIX в.

 

Цель исследования изучить реформы земского и городского управления в 60-70-х гг. XIX в. В соответствие с целью были поставлены задачи:

 

· Рассмотреть земскую реформу;

· Рассмотреть городскую реформу;

· Изучить преобразование волостного и сельского управления и создание сельских обществ.

 

Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях.

 

Компетенция земских учреждений ограничилась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции, им запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора.

 

В «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» (1 января 1864 г.) сказано: «Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственном пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения». Власть расписала подробно предметы ведения, пределы функций как уездных, так и губернских земских органов, предписала их строго соблюдать.

 

Допущено земское общественное управление, получившее управленческие функции и относительную самостоятельность их осуществления в пределах, установленных короной. Не было ни разделения власти короны, ни ее децентрализации, ни какого-либо ущемления ее государственной суверенности. Земское управление ограничено только местными и только «хозяйственными пользами и нуждами» без права заниматься политическими, административными и тому подобными делами, сохраненными в компетенции органов государственного управления.

 

Земскими учреждениями являлись: 1) уездные земские собрания, 2) губернские земские собрания, 3) уездные и губернские управы как их распорядительные исполнительные органы.

 

Принципиально отличительной чертой земств являлась выборность состава в лице гласных, которые воплотили новую категорию управленцев.

 

Предусматривался демократический порядок формирования земских учреждений: а) путем выборов, б) на основе многосословного принципа, в) с учетом имущественного состояния (ценз), г) при сословном куриальном начале.

 

Предусмотрены три сословные курии ₋ многосословность, но не всесословность. Гласные избирались соответственно на трех сословно-куриальных съездах: а) уездных землевладельцев, б) городских избирателей, в) выборных от сельских обществ.

 

Кроме избираемых куриальными съездами гласных назначались в состав земских собраний члены от ведомств государственных имуществ и удельного тех уездов, где находились казенные и удельное земли, не отведенные в постоянное пользование крестьян.

 

Характерной чертой выборной системы являлось избрание земских органов не только от трех сословных курий, но и по специальным квотам и правилам. Число гласных каждого уезда расписано государственной ведомостью по количеству землевладельцев, городского и сельского населения, по размерам земельных владений, недвижимого имущества, наделов земли сельских обществ, числу волостей, оно колебалось в пределах 14--100 и более. Число гласных от каждого избирательного съезда не должно было превышать суммарное число гласных от двух других съездов.

 

Не могли быть гласными местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, стряпчие, чины местной полиции.

 

Они, также члены судебных мест, чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания не могли быть членами управ, что воплотило демократический принцип несовместимости в земствах выборной и административной должностей. Лишь управляющие местной палатой государственных имуществ и удельной конторой могли присутствовать в губернском земском собрании. Гласные избирались на три года.

 

В соответствии с правилами составления земских бюджетов доходная часть формировалась на основе земского обложения населения, имевшего землю, промышленные, торговые заведения, другое недвижимое имущество. Предусматривались сборы с проходящих и проезжающих по земским дорогам, мостам, переправам; доходы от различных выставок, земских банков и займов, страховых компаний. Сборы, их размер учреждали земские собрания. Была пресечена попытка учреждать их управами.

 

Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. "Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы.

В соответствии с новым статусом на городское управление возложено попечение о городском хозяйстве и благоустройстве, определены предметы ведения: устройство и содержание городов, улиц, площадей, мостовых, тротуаров, садов-парков, бульваров, водопровода, канализации, освещения, транспорта; развитие торговли, промышленности, бирж, кредитных учреждений, рынков, базаров и других форм обеспечения горожан продовольствием; охранение народного здравия, строительство больниц и других благотворительных заведений; попечение о народном образовании, устройстве театров, библиотек, музеев и других подобных учреждений; предоставление правительству сведений, заключений о нуждах и пользах города, ходатайство об осуществлении их и др. Оно имело право распоряжаться принадлежащими городу землей, другой собственностью, приобретать и отчуждать недвижимое и движимое имущество, обращаться в суд по имущественном делам города, заключать имущественные обязательства и др.

 

Органами городского управления являлись: городские избирательные собрания, городская дума, городской голова. Сохранялась их выборность на основе цензов: имущественного, возрастного (с 25 лет); оседлого (не менее двух лет до выборов уплата сборов с недвижимого имущества, торгового оборота), но без сословных различий.

 

Общее число гласных определено по количеству избирателей: 30 гласных для города, где избирателей до 300 человек, плюс по 6 гласных на каждые 150 избирателей свыше 300 человек и так до 72 гласных. Лишь в столице избирались 250, а в Москве ₋ 180 гласных. Оговорено, что число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети их общего числа. Гласные присягали на добросовестность исполнения принимаемых ими обязательств.

 

Все гласные составляли городскую думу ₋ распорядительный орган, представлявший городское общество, от имени которого дума действовала. Дума избирала городского голову, городскую управу -- исполнительный орган, городского секретаря, учреждала постоянные и временные комиссии, проводила ежегодно не менее двух заседаний, которые назначались по: усмотрению городского головы, по требованию губернатора, по желанию не менее одной пятой гласных, заявленному городскому голове. Сроки заседаний утверждались губернатором. Он же разрешал публиковать решения городской думы, если не усматривал в них нарушения императорских законов.

 

Члены городской управы избирались на 4 года, половина их замещалась через 2 года. Управа вела всю текущую работу под руководством городского головы, подлежащие коллегиальному обсуждению дела решала большинством голосов. Членами управы не могли быть одновременно отец и сын, тесть и зять, родные братья.

 

Реформа 1870 года явилась толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из итогов реформ Александра II считалось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена база для новейшей русской политической культуры.

 

Крестьянская реформа 1861 г. предусматривала, во-первых, правила устройства сельского общества. Положение от 19 февраля 1861 г. имело целью также организацию крестьянского самоуправления в селе и волости.

 

Сельское общество ₋ это поселение, принадлежавшее одному владельцу, или часть большого поселка, принадлежавшего нескольким владельцам. Сельское общество представляло собой хозяйственно-административное образование. Оно управлялось сельским сходом, состоящим из крестьян-домохозяев, и старосты. Сход выбирал сельских должностных лиц, в том числе и волостного старосту, решал дела об общинном пользовании землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, презрения, обучения грамоте членов сельского общества; сход осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирских денежных сборов и натуральных повинностей, рекрутские наборы и т.п.

 

В задачи волостного старосты входило исполнение этих решений. Кроме того, старосты ведали на территории села дознанием, вопросами охраны порядка, могли своей властью подвергнуть аресту до 2 дней или штрафу до 1 рубля.

 

Закон не устанавливал максимального размера сельских общин, однако рекомендованный размер более крупной единицы самоуправления -- волости -- должен был составлять от 300 до 2000 ревизских душ. Если какое-либо сельское общество оказывалось соразмерным с волостью, допускалось организовывать волость из одного общества.

 

Сельские общества в Царстве Польском были учреждены указом «Об устройстве сельских гимн» в 1867 году и не имели отличий от обычных сельских обществ; сельские старосты именовались солтысами.

 

На начало XX века в 49 губерниях Европейской России имелось 107.815 сельских обществ, объединявших 232.907 селений. На общество в среднем приходилось 95 крестьянских дворов и 302 крестьянина мужского пола

 

Волостной сход решал применительно к волости тот же круг вопросов, что и сельский сход в сельском обществе. Кроме того, он утверждал расходы на содержание волостного правления. В коллегиальный состав волостного правления (исполнительного органа) входили волостной старшина, все сельские старосты, писарь и сборщик податей. Все должности были выборными на три года. Волостной старшина, как и староста, был наделен административно-полицейскими полномочиями. Волостной сход избирал членов волостного суда, в компетенцию которого входили гражданские и малозначительные уголовные дела крестьян. Однако волость так и не стала первичной территориальной единицей местного самоуправления, хотя и в правительственных кругах, и в печати ставился вопрос о необходимости организации всесословной волости.

 

С отменой крепостного права стало необходимым реформировать армию. Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Д.А. Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 г. Реформы осуществлялись в течение 12 лет. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

 

Военная реформа. В 1862 г. началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделена на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г.- численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.

 

В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии поя-вились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и фи-зической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему ком-плектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: