Революционное народничество 60-х – 70-х гг. XIX в., его организации, течения и идейные лидеры

 

Народничество - в широком смысле - общественное движение, течение общественной мысли, которое связано с проповедью перехода России к социализму через крестьянскую общину и проповедью идеи хождения в народ. В этом смысле - начинается с Герцена и до Марии Спиридоновой (эсерка).

 

В узком смысле - течение общественной мысли, которое действовало в 70-х начала 90-х гг. - направление с определенной программой и т.д.

 

Социально-экономическая база народного движения - развитие капитализма в условиях сохранения феодально-помещичьего землевладения и мелкотоварного производства с другой стороны. Сложность структуры - сложность породила народные движения.

 

Своеобразие народнического движения - оба вопроса они решили с точки зрения крестьянина, мелкого производителя; народники - выразители интересов крестьянства; они решали с точки зрения крестьянской психологии, идеологии, экономических интересов крестьянства. Это обстоятельство породило противоречивость: с одной стороны - революционные моменты наблюдались, с другой - реакционные.

 

Революционность идеологии народничества заключалась:

 

1. В постановке вопроса о феодально-крепостнических пережитках (с точки зрения крестьянства - последовательные революционеры значит народники) - необходимо ликвидировать пережитки.

 

2. Революционный путь ликвидации пережитков - народная крестьянская революция.

 

3. Идеология народничества носила социалистический характер, народники не просто хотели ликвидировать эти пережитки; но предлагали программу будущего общества: социализм (в этом их революционный характер, гуманизм, последовательность).

 

По тактике, формам, методам деятельности народники делились на 3 течения (а не по программным направлениям) анархическое, пропагандистское, заговорческое.

 

Главная задача революционера - разрушить государство революционным путем; но в отличие от марксистов - не надо создавать другие государства - анархию, тогда личность будут развиваться свободно: гордым, счастливым и т.д. может быть.

 

В 1861 г. группа революционеров– Н. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев и др. – создала тайную организацию "Земля и воля". Ее целью являлось народное выступление, планирующееся на 1863 г. Однако вызвать крестьянское восстание не удалось. Правительство репрессировало лидеров революционно-демократического лагеря. В этой обстановке в 1864 г. "Земля и воля" самораспустилась.

 

К 1863–1866 гг. относится деятельность организации под руководством Н. А. Ишутина ("ишутинцы"). Член этой группы Д. В. Каракозов в 1866 г. совершил покушение на царя.

 

В конце 60-х гг. действовала "Народная расправа" во главе с революционером-фанатиком С. Г. Нечаевым, использовавшим уголовные формы и методы борьбы.

 

На рубеже 60–70-х гг. в народничестве сформировалось три направления. М. А. Бакунин стал ведущим теоретиком анархистского, или бунтарского, направления. Он считал, что крестьянство готово к бунту и его нужно только подтолкнуть. П. Л. Лавров – идеолог пропагандистского течения – утверждал, что крестьян нужно готовить к революции длительной и настойчивой пропагандой. П. Н. Ткачев, явившийся основателем заговорщического направления, предполагал возможность проведения коренных преобразований узкой группой революционеров, захвативших власть посредством заговора.

 

Народные массы инертны, царистски настроены - их списать со счетов, а революционный - единственный должен вести борьбу; убить 10-15 государственных деятелей, захватить власть, а народные массы поднимутся на борьбу - заговорческая идея террора в сер. 70-х гг. - когда народники ходили в народ, когда они убедились, что народ не коммунистичен, не революционерен.

 

Причина неудачи: пропаганда социальная, социально-экономические изменения, которые произойдут; а не политические (удивлялись почему их арестовывали) просвещения (они отрицали политическую борьбу).

 

Сами народники оценили свою неудачу:

 

1) пропаганда носила слишком абстрактный характер, и крестьянин малограмотный часто не понимает слов «социализм», «равенство» и т.д. - поэтому надо перейти к вопросам, которые составляют нужду крестьянского быта. Другая часть - считали, что поймут.

Два направления: 1-ое - народники, 2-ое - социалисты.

2) Правительство не дало возможность довести дело до конца (170 арестовано), помешало;

3) Слишком мимолетно проходили через крестьян, нужна многолетняя пропаганда;

4) Отсутствие организованной партии, начинает зреть мысль, что нужна партия с административными и т.д. органами. Это небольшая группа, их назвали троглодиты (нужна палка! Дисциплина, что противоречило взглядам народников).

 

Кружок «москвичей» в Цюрихе образовался, где получали образование русские (много женщин), женщины образовали кружок фричей Бардина, сестры Фигнер исповедовали лавристские идеи, спорили о направлениях революции, о морали самоубийств. Стоит ли сохранять цивилизацию в революции.

 

В 1874 г. "Большое общество пропаганды" ("чайковцы") во главе с Н. В. Чайковским, С. М. Кравчинским и др. организовало "хождение в народ" – движение молодой революционной интеллигенции в крестьянскую среду с целью подготовки и проведения народного восстания. Вызвать бунт не удалось. Участники акции были арестованы и судимы.

 

Во второй половине 70-х гг. в народнической среде возникла новая организация "Земля и воля" (1876–1879). Она стала создавать поселения революционеров в крестьянских селах с целью ведения пропаганды. Это новое "хождение в народ" также не дало результатов. В 1879 г. "Земля и воля" распалась на "Народную волю" (1879–1882, А. И. Желябов, С. Л. Перовская) и "Черный передел" (1879–1882, Г. В. Плеханов).

 

Народовольцы поставили своей целью революционный захват власти и встали на путь широкого террора. Своей главной мишенью они избрали Александра II. После нескольких неудачных покушений I марта 1881 г. царь-освободитель был убит. Однако это не вызвало революционных выступлений. Убийство террористами Александра II привело к отказу от политики либерального реформирования, что блокировало прогрессивное развитие страны и способствовало революционным потрясениям начала XX в.

 

В мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть». 15 июня 1879 сторонники активных действий собрали в Липецке съезд для выработки дополнений к программе организации и общей позиции. 19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия между террористами и пропагандистами и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась на две противоположные части: умеренную и радикальную.

 

Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»)

 

Сторонники террора (то есть более радикального подхода), бывшие выходцы из северно-русского рабочего союза создали организацию «Народная воля». За короткий срок, в течение года, народовольцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 человек, в том числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось объединить несколько тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено 5 покушений на Александра II (первое — 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими убит.

 

После этого начались массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и др.). Казнь членов Исполкома «Народной воли» была довершена разгромом её организаций на местах. Всего с 1881 по 1884 было репрессировано около 10 тысяч человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: