Впервые подробно описал закономерные процессы, происходящие в группе людей, не связанных общей предметной задачей, К. Роджерс (1951). Он показал, что использование групповых закономерностей вносит новый мощный импульс в психотерапевтический процесс.
В исследованиях Роджерса особо отмечается специфический характер отношений терапевта и пациента («клиента»), которые строятся по принципу «человек — человек», а не «терапевт — пациент». Терапевт, по терминологии Роджерса, — это «фасилитатор»: его задача состоит в том, чтобы облегчить «рост личности».
Согласно Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями эффективности действий психотерапевта являются его установки на активное слушание и вчувствование в переживания клиента (эмпатия), теплое, принимающее отношение к нему и на аутентичное поведение в отношении к клиенту (стремление быть самим собой в процессе психотерапии).
В одной из своих монографий Роджерс описывает основные этапы и содержательные моменты группового общения.
|
|
Обычно это немногочисленная (от 7 до 15—18 человек) группа, относительно неструктурированная, основная ее направленность — интенсивное общение по принципу «здесь и теперь», т. е. анализ непосредственно происходящего в группе, в основном без апелляции к прошлому участников. Обычно конкретные темы для дискуссий заранее не планируются: Дискутируются различные проявления, взаимодействия участников в данной группе. Продолжительность Функционирования групп различна: от нескольких Дней до нескольких месяцев; встречи участников могут быть ежедневными и более редкими (I—3 раза в неделю). Время каждой встречи — от одного до трех и более часов. Особо следует упомянуть так называемые «марафонские» группы, проводимые в сжатые сроки — за выходные дни.
Проведение групп другими терапевтами, с другим составом участников выявило существенную универсальность выделенных Роджерсом моментов группового процесса.
«Фасилитатор» может развивать в группе психологический климат безопасности, в котором постепенно проявляется свобода выражения личности и уменьшается ее защищенность. В таком психологическом климате имеют тенденцию к выражению многие из непосредственных чувственных реакций каждого человека в отношении других и в отношении себя самого. Из этой взаимной свободы выражения реальных чувств, как позитивных, так и негативных, развивается взаимное доверие. Каждый участник продвигается к большему принятию себя как целостности — своего эмоционального, интеллектуального и физического бытия — таким, как он есть. Для индивидов, менее сдерживаемых защитной ригидностью, становится менее угрожающей возможность изменения в личных установках и поведении, в методах обучения, в общении. С уменьшением защитной ригидности индивиды могут слушать друг друга, в большей степени учиться друг у друга. Развивается обратная связь от одной личности к другой, так что каждый участник узнает, каким его видят другие и каково его влияние в межличностных отношениях. С этой большей свободой и улучшенной коммуникацией возникают новые идеи, понятия, направления. Новшество становится желаемой, а не угрожающей возможностью. Приобретенное в групповом опыте имеет тенденцию к временному или постоянному переносу на отношения в послегрупповом опыте.
|
|
Огромное значение для развития групповой психотерапии имела концепция психодрамы, разработанная Дж. Морено (1946).
Психотерапевтическая концепция психодрамы основана на социально-психологических закономерностях общения. Задача психотерапевта — поднять взаимоотношения в группе на более высокий уровень создать таким путем для всех ее участников, в том числе и для больного, наилучшие психологические условия совместной жизни.
В основе терапевтического эффекта психодрамы лежит катарсис, источником которого, по Морено, является спонтанность, под которой он понимает способность к адекватной реакции на внезапно возникшие обстоятельства. Психодрама, объединяя реальную действительность и воображение, устраняет этот разрыв. Задача психодрамы заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься участниками группы как естественное выражение «Я», что позволит снять многие из их перенапряжений.
В развернутом виде классическая психодрама применяется в основном у подростков. Имеются многочисленные попытки упростить психодраму. Дж. Лехман (1968) предлагает для уменьшения невротической пубертатной заторможенности импровизированную групповую игру в сказку.
Широкое распространение метод психодрамы получил в социалистических странах. Здесь акцент в работе с группой ставится на психодраматическом преломлении ритмики, пантомимики, подвижных игр.
Кроме Морено и Роджерса, представителями экзистенциально-гуманистического направления в групповой психотерапии считаются Э. Берн (1964), Ф. Перле (1969), В. Щутц (1967). В. Щутц впервые стал широко использовать приемы невербальной коммуникации в психотерапевтических целях, достигая самопринятия пациента.
Особым направлением в групповой психотерапии является объединение групповых механизмов с принципами трансактного анализа, разработанного Э. Берном и его последователями.
Трансактный анализ, являясь одним из направлений групповой психотерапии, предусматривает активную, руководящую роль психотерапевта в группе. Акцент в деятельности терапевта как руководителя группы ставится на обучении им членов группы распознавать, где в каждом из них говорит «дитя», где «взрослый», где «родитель». Цель такой группы — научить ее членов в соответствии с ситуациями использовать эти различные составные части их собственного «Я», чтобы сделать их общение и поведение открытым, аутентичным, но в то же время гибким и адекватным ситуации.
К бихевиористскому направлению в групповой психотерапии относятся Пратт (1907; 1913), Жазелл (1921), Вольпе (1969) и многие другие. Следует отметить, что в некоторых пособиях по психотерапии трансактный анализ рассматривается в рамках именно бихевиористского, поведенческо-когнитивного подхода, наряду с поведенческими терапиями, терапией реальностью.
Многочисленные исследования в области групповой психотерапии были проведены в рамках психоанализа. Это направление связано с именами таких американских психотерапевтов, как Дж. Вендер (1936), Р. Шильдер (1939), Т. Барроу (1927) и А. Вольф (1949; 1950). Модель психотерапевтической группы Дж. Вендер широко используется и сейчас в психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Группа состояла из 6—8 членов, диагностированных как психоневротики или пограничные психотики. Применялся метод трансфера, взаимного обсуждения (анализа) переживаний участников групп, их поступков, сновидений, фантазий.
|
|
Р. Шильдер фокусировал внимание на интеракции между членами групп, а Т. Барроу добавил к этому важный момент, состоящий в том, что группа как целое, а не отдельный индивид, должна быть в центре внимания психотерапевта.
Немного позже групповой психоанализ широко применяли Ф. Ридль (1966) и С. Славсон (1968), работая с детьми как переводчики психоаналитических понятий на язык группового процесса. Групповой катарсис открывает дорогу более дружественным отношениям, снимает беспокойство, чувство вины и страха. У подростков дополнительно применяется обсуждение их проблем. Тактика психотерапевта ситуативна и варьирует в зависимости от групповой динамики. Исключительное внимание уделялось подбору участников психотерапии. Группы в зависимости от цели делились на закрытые (одновременные начало и конец лечения) и открытые (постепенная замена участников), В итоге групповой психотерапии развивается способность принятия себя и других, расширяются жизненные интересы, повышается выносливость по отношению к неудачам и жизненным трудностям, формируются зрелость личности и «групповая мораль».
В Европе следует отметить работу в этой области Тэвистокского института в Англии (Бион, 1961; Эсраэль, 1950; 1957; Риох, 1969).
Н. Акерман (1958), Бейтерсон (1951), В. Сатир (1964) провели дальнейшую модификацию психоаналитической модели групповой психотерапии в направлении семейной терапии. Были заложены основы целостного подхода к семье как единице изучения и объекту лечения. Основы всех конфликтов берут начало в семье, поэтому разрешить эти конфликты можно только внутри семьи.
|
|
Точка зрения Н. Акерман об одновременном лечении одним терапевтом родителей и детей поддерживается многими современными исследователями.
Классический групповой психоанализ у детей представлен работами Г. Гут-Гельмут (1926), М. Клейн (1932), А. Фрейд (1946). Метод символической интерпретации игровой деятельности в дальнейшем обозначается как игровая терапия.
В работах советских исследователей уделяется значительное внимание развитию групповых методов (Л. А. Петровская, 1985; Г. А. Ковалев, 1987; А, Е. Алексейчик, 1986; Б. Д. Карвасарский, 1985; Г. Л. Исурина, 1983).
Сейчас наиболее разработанной системой отечественной психотерапии является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой — принципы, введенные В. Н. Мясищевым и его школой.
Патогенетическая психотерапия как психотерапия отношений заключается в перестройке деятельности больного неврозом на основе действенного осознания причин и процесса развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания. Из патогенетического учения вытекает важное следствие, согласно которому внутренняя конфликтность больного неврозом и его неразрешенная эмоциональная проблематика находят свое выражение и в нарушении отношений с ближайшим социальным окружением: вследствие искажений в области социального восприятия, возникших в результате конфликтности самооценки, невротик неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредоточивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представлений о значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Понимание этого межличностного аспекта невротических нарушений позволило использовать патогенетический метод не только в индивидуальной, но и в групповой форме.
Существенный вклад в развитие отечественной психотерапии при нервных и психических заболеваниях внесен сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Выработаны рекомендации по диагностике и психотерапии неврозов в условиях специализированного отделения, классификация методик психотерапии, разработаны направленные методики психотерапии при конкретных формах неврозов. В современной групповой психотерапии и ее модификациях находят свое преломление положения психологии малых групп (Г. М. Андреева, 1980), психологическая теория коллектива (А. В. Петровский, 1979) и вопросы восприятия человека человеком в процессе межличностных отношений (А. А. Бодалев, 1983).
Г. Л. Исурина (1984) все формы интеракций в группе, обладающие наиболее выраженным психотерапевтическим потенциалом, объединяет в следующие основные категории: предоставление сбалансированных эмоциональной поддержки и эмоциональной конфронтации и собственно направленная психотерапевтическая коррекция. Эмоциональная поддержка как неспецифический фактор создает эмоциональную атмосферу в группе, являющуюся необходимой предпосылкой для ослабления невротических защитных механизмов. Собственно психотерапевтическое действие эмоциональной поддержки заключается в оказании коррекционного воздействия на отношение к себе, способствуя тем самым расширению и большей адекватности самосознания. Основным средством реализации направленной психотерапевтической коррекции является конфронтация участников группы с их отношениями, проблемами, эмоциями. Конфронтация осуществляется посредством обратной связи между каждым из участников группы и группой в целом. В психотерапевтической группе необходимо сохранение динамического равновесия между тенденциями к обоим видам интеракции, которое автор называет «групповым балансом». В зависимости от уровня развития группы и эмоциональной ситуации в ней периодически возникает объективная потребность в той или иной форме интеракций. Регулирование группового баланса не носит спонтанного характера и требует вмешательства со стороны психотерапевта.
Важным направлением разработки групповых методов в нашей стране является распространение различных форм активного социального обучения (Г. А. Ковалев, 1986). Повышенный интерес к таким методам активного социального обучения, как деловые и организационно-управленческие игры, методы дискуссионных групп, методы групповой психологической коррекции, обусловлен диалектикой современного социального развития. Сопровождающие научно-техническую революцию интенсификация социальных связей личности, расширение поля ее общения, постоянно растущие нагрузки на психическую деятельность делают процессы общения все более многообразными и напряженными. Это предъявляет повышенные требования, в частности, к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных межличностных ситуациях. Решению задачи совершенствования общения подчинены различные формы социально-психологического тренинга, занимающие важное место среди методов активного социального обучения.
Л. А. Петровская (1982) рассматривает социально-психологический тренинг как один из способов повышения компетентности человека в сфере общения. Весомым вкладом автора в разработку практических процедур тренинговой работы является сформулированная ею система правил организации эффективной обратной связи. Обратная связь представляет собой важнейшую составляющую социально-психологического тренинга. Она должна быть неотсроченной; специфической, т. е. относящейся к отдельным конкретным проявлениям участника; релевантной потребности и ее коммуникатора, и реципиента; представленной в терминах чувств, а не оценок. Л. А. Петровской описано также воздействие тренинга на социально-перцептивную составляющую общения, так как автор считает перцептивные изменения показателями эффективности, наиболее пригодными для диагностики. В монографии, посвященной теоретическим и методологическим проблемам социально-психологического тренинга, рассматриваются конкретные моменты организации и проведения занятий, которые отражают представления автора о характере и особенностях протекания группо-динамических процессов в зависимости от различных ситуационных переменных.
Анализируя различные психотерапевтические, системы, В. В. Столин (1983) подчеркивает, что в основе успеха групповой психотерапии лежит способность человека к активной самоперестройке. Этот подход связан с представлением о личности как об особом «психическом органе», с помощью которого индивид интегрирует сформированные в нем как в социальном индивиде способности, потребности, свойства и генетически предопределенные особенности. Согласно В. В. Столину, фактически все виды психотерапии так или иначе апеллируют к одному опосредующему звену — самосознанию и сознанию личности, тем самым имплицитно поддерживая тезис об ее активности и ответственности.
В рамках групповой психотерапии для увеличения самоуважения личности используются механизмы общения и терапевтический потенциал её участников. Кажущееся исключение составляют бихевиористски ориентированные психотерапевтические системы, в декларируемые задачи которых входит переобучение или обучение новым навыкам. Однако и в этом случае можно высказать гипотезу, что основной эффект проистекает не из-за самого по себе навыка коммуникаций, взаимодействия, а из-за осознания клиентом своей возросшей вооруженности в межличностном общении и соответственно общего увеличения потенциала сознания.
Большой вклад в развитие групповой психотерапии внесли ведущие психотерапевты социалистических стран: С. Ледер (1982), А. Кемпински (1975), К. Хек (1979), С. Кратохвил (1976). А. Кемпински одним из гипотетических терапевтических факторов групповой психотерапии считает преодоление внутреннего сопротивления, связанного с высказываниями о самом себе в присутствии большой группы людей. Преодоление такого сопротивления, по мнению Кемпински, усиливает эмоциональную реакцию, вызываемую фактом видения себя в новом свете и раскрытием перед другим человеком (самоизучение). Поэтому чувство очищения (катарсис), ощущаемое в групповой психотерапии, гораздо сильнее, чем в индивидуальной. Другим важным терапевтическим фактором группового процесса автор считает возникающее в группе чувство «Мы».
Кратохвилом выделяются такие факторы, как самоисследование и самопроявление, контроль (понимание ранее не осознанных взаимосвязей в собственной психике во взаимодействии с малоадаптивным способом поведения), проверка и обучение новым способам поведения, получение новой информации и социальных навыков.
Таким образом, групповые методы психотерапии реализуются в рамках различных теоретических ориентации. Рассмотрев главные из них, переходим к изложению основных составляющих процесса групповой психотерапии и психологической коррекции по данным различных авторов.