«Моя дочь Наташа»
Как мне кажется, основная черта характера моей дочери — доброта. С самого детства не помню, чтобы она съела что-нибудь, не угостив окружающих. Когда ей что-то покупали, первый вопрос: «А Ане?» (это ее сестра); всегда очень радуется покупкам мне или мужу. Она очень веселая, хохотушка, может подурачиться, пошутить, иногда настолько, что ее трудно остановить. Привлекать к себе внимание не любит, предпочитает оставаться в тени, хотя я чувствую, что ей хочется быть больше на виду. Стеснительная, мне хочется ей помочь быть более раскованной, более смелой. Моя дочь мне нравится, нам всем с ней хорошо живется.
Сочинение с негативным эмоциональным фоном
«Портрет моего ребенка»
Наш сын растет довольно капризным и агрессивным мальчиком. Нам с ним очень трудно. Мне кажется, что ему нужна спокойная и ровная обстановка, но именно этого ему и не хватает. В общем, он обычный ребенок. Папа любит его, в основном, когда он спит.
«Я как родитель»
Полное ничтожество. Никакие самые благие намерения не оправдывают недопустимых средств, которыми нередко пользуюсь. Поэтому даже хорошие начинания не дают ожидаемых результатов. То хорошее, что есть в детях, скорее не «благодаря», а «вопреки».
|
|
«Портрет моего ребенка»
Не обязателен по части выполнения своих обязанностей; не аккуратен, но любит красиво одеваться; разбирается в людях; добрый, жалеет маленьких и больших; ненаблюдателен; запоминает надолго обещанное ему; любит играть, но не умеет; плохо координирован; инертный; вспыльчив, долго отходит.
Сочинение с невыраженным эмоциональным фоном
«Портрет моего ребенка»
Довольно давно стал воспринимать своего ребенка как личность со сложным противоречивым внутренним миром. Возможно тому причиной раннее развитие девочки: интеллектуальное и физическое. Говорить она начала в 8 месяцев (фразы из 2 слов). Всегда отличалась повышенной возбудимостью. Трудно засыпала. После пробуждения мгновенно ориентировалась в окружающей обстановке. К еде всегда была достаточно равнодушна. По характеру довольно жизнерадостна; очень боязлива; упряма; любознательна; обладает хорошей памятью, обостренным восприятием и запоминанием негативных явлений жизни, особенно касающихся ее самой. Всегда замечал повышенную чувствительность своего ребенка.
Оценки облика и поведения ребенка — по этому критерию проводился подсчет оценок и их качественный анализ. Были выделены следующие оценки.
Прямые оценки облика ребенка («плохой», «трудный», «веселый», «грустный», «упрямый», «вспыльчивый», «радостный», «хороший»).
Оценки отношения к ребенку («ребенок нам нравится», «нам с ним трудно», «в ребенке много хорошего, нам с ним интересно», «с ребенком всегда было много проблем», «я часто не знаю, как на него реагировать» и т. п.).
|
|
Оценка деятельности ребенка («в детском саду на него жалуются», «берется за все, но ничего не доводит до конца», «хорошо занимается в кружке», «хорошо заучивает стихи», «постоянно все теряет», «много дерется», «боится новой обстановки»).
Оценка родительского воздействия на ребенка («трудно в чем-либо переубедить», «трудно заставить выполнять то, что нужно», «совершенно не выполняет приказаний», «легко уговорить», «легко нахожу общий язык», «стараюсь прислушиваться к его мнению», «делает все не так, как считаю нужным», «без конца приходится спорить», «часто конфликтуем», «иногда приходится браться за ремень», «часто обсуждаем нашу жизнь», «много разговариваем»).
Временные планы в описании ребенка — анализировались по представленности в сочинениях и по общей эмоциональной оценке.
Прошлое — «всегда много болел, особенно на первом и втором году жизни»; «раньше все было спокойно»; «раньше не понимал его так, как сейчас»; «все проблемы начались с самого рождения», «в прошлом году все и началось»; «когда был меньше, легче было с ним справляться».
Настоящее — «сейчас все стало иначе»; «теперь плохое поведение укрепилось»; «мы сейчас живем как на вулкане»; «ребенок стал неузнаваем».
Будущее — «беспокоюсь за его будущее»; «он не сможет быть хорошим человеком»; «ему всегда будет трудно»; «я не уверен в его будущем»; «у него все впереди»; «дальше будет хуже»; «он сможет быть сильным в будущем»; «с возрастом все будет еще хуже»; «с возрастом эти трудности пройдут»; «сейчас ему трудно, но потом все сгладится»; «я уверен, что в будущем у моей дочери все будет хорошо».
По данным параметрам было проанализировано 50 текстов сочинений, написанных родителями из семей, удовлетворенных своей семейной жизнью и своими детьми (ГС), и 50 текстов сочинений, написанных родителями, обратившимися в психологическую консультацию, дети которых находились в преневротических состояниях (ДС).
Качественные и количественные данные, отражающие свойства родительских позиций, проявляющихся в оценках ребенка в текстах сочинений, представлены в табл. 3.