Самостоятельная работа №2«Определение последовательности аминокислот в фрагменте белка»

Учебно-методические указания

Для выполнения обучающимися

Самостоятельной работы

По учебной дисциплине

ОУД.12 «Биология».

 

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися по дисциплине «Биология» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования и рабочей программы «Биология».

 

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ Республики Карелия

«КОСТОМУКШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»       

 

Костомукша

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.Пояснительная записка.                             Стр. 3

 

2. Введение.                                                 Стр. 4

 

3. Содержание дисциплины.                      Стр. 6  

 

4. Задания, инструкции.                                 Стр.  7                   

 

5. Критерии оценок                                      Стр.   21

 

6. Список литературы.                                  Стр.  22

 

Пояснительная записка

Методические указания предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы по курсу обшей биологии.

Для выполнения самостоятельных и практических работ необходимы: учебники по биологии для профессионального образования под редакцией

 Е. И. Тупикина, а также других авторов.

В каждой самостоятельной работе даны методические рекомендации по ее выполнению.

 

Введение

 

Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы является частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Биология».

Содержание заданий учебно-методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Биология» соответствует требованиям к минимуму содержания среднего общего образования Государственного образовательного стандарта.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы:

 

1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

2. углубление и расширение теоретических знаний;

3. формирование умений использовать учебную и справочную литературу;

4. развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

5. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

6. развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, формированию общих и профессиональных компетенций в рамках образовательной программы.

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения учебной дисциплины «Биология» обучающиеся должны уметь планировать и выполнять свою работу. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.

Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.

Внеаудиторная самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

Внеаудиторная самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения внеаудиторная самостоятельная работа носит характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных. Обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций, учебной литературе, готовить сообщение, доклад, реферат по заданной теме, составлять письменный конспект темы или раздела, выполнять упражнения и творческие задания.

 

 

Содержание дисциплины.

Введение

Предмет изучения общей биологии. Уровни организации живой материи.

Учение о клетке.

История развития цитологии. Строение и функции клетки. Органоиды клетки. Вирусы как неклеточные формы жизни. Химические вещества клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Синтез АТФ. Биосинтез белка.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Половое и бесполое размножение. Митоз и мейоз, их биологическое значение. Образование половых клеток. Двойное оплодотворение цветковых растений. Онтогенез- индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональное развитие организмов.

Основы генетики и селекции.

Генетика наука о наследственности и изменчивости. Г. Мендель основоположник генетики. Моногибридное скрещивание, его цитологические основы. Дигибридное скрещивание, его цитологические основы.  Гетерозиготы, неполное доминирование. Генетика пола. Наследственные болезни человека, их значение. Модификационная и мутационная изменчивость. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные достижения современной селекции.

Эволюционное учение.

Работы Ж.Б.Ламарка и К.Линнея. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции. Вид. Критерии вида.

Популяция – структурная единица вида. Численность особей в популяциях.

Борьба за существование, ее виды.

Естественный отбор, его виды.

Микроэволюция. Видообразование. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции. Основные направления эволюции.

Биологический прогресс и регресс.

История развития органического мира. Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза. Единство происхождения человеческих расс.

Основы экологии.

Экологические факторы. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Видовая и пространственная структуры. Межвидовые взаимоотношения.

Причины устойчивости и смены экосистем. Агроценозы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Последствия деятельности человека.

 

 

Задания, инструкции.

 

 

Тема 1

Учение о клетке

Самостоятельная работа №1«Построение молекул ДНК и-РНК»

 

Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Задание: 1. Определите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если известно, что фрагмент одной из них состоял из нуклеотидов:

А-Ц-А-Ц--Ц-Г-Г-Т-ГА

Задание: 2. Определите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если известно, что фрагмент одной из них состоял из нуклеотидов:

А-А-А-Ц-Ц-Ц-Т-Т-Г-Г

Инструкция по выполнению работы:

1. Найти в тексте учебника принцип построения ДНК.

2. Посмотреть примеры.

3. Написать молекулу ДНК.

Задание: 3. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК, если известно, что фрагмент второй цепочки ДНК состоял из нуклеотидов:

А-Ц-А-Ц--Ц-Г-Г-Т-Г-А

Задание: 4. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК, если известно, что фрагмент второй цепочки ДНК состоял из нуклеотидов:

А-А-А-Ц-Ц-Ц-Т-Т-Г-Г

Инструкция по выполнению работы:

1.Найти в тексте учебника принцип построения и-РНК.

2.Посмотреть примеры.

3.Написать молекулу и-РНК.

Самостоятельная работа №2«Определение последовательности аминокислот в фрагменте белка»

Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Задание:1. Запись фрагмента белка гемоглобина в ДНК имеет следующий код: АЦЦТГТААЦААЦ. Определите аминокислоты, составляющие фрагмент этого участка белка.

Задание:2. ДНК содержит такую последовательность нуклеотидов:

 АЦГЦГААЦЦАЦА. Какие аминокислоты записаны в ней?

Задание:3. У здоровых людей с нормальным гемоглобином код в цепи ДНК следующий: АЦЦТГТААЦААЦЦАЦГГГАГТАГТТТТ. Укажите аминокислоты и их порядок в этом фрагменте белка.

Инструкция по выполнению работы:

1.Найти в тексте учебника таблицу генетического кода.

2.Посмотреть правила пользования таблицей.

3.Написать аминокислоты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: