Синтаксические отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные, субъектные отношения)

Синтаксическая связь компонентов — это грамматическое оформление синтаксических отношений, возникших между соединяемыми компонентами.

В словосочетаниях синтаксические отношения между компонентами — подчинительные. Следовательно, синтаксическая связь, при помощи которой оформляются подчинительные отношения между словами, является подчинительной.

Подчинительная связь слов в словосочетании — это грамматическое оформление подчинения зависимого слова главному при помощи:
окончания зависимого слова: новое платье, купить игрушку;
окончания зависимого слова и предлога: проститься с друзьями, прогулка по саду;
только предлога: остановиться около ателье, заплатить за кофе;
расположения слов относительно друг друга: усы колечком, прийти проститься, быстро уехать, надо подумать.
Подчинительная связь слов бывает обязательной и необязательной.
1.Обязательной  является такая подчинительная связь, при
которой слово должно употребляться в речи только с зависимой
словоформой, имеющей определенное синтаксическое значение. Например:
Я услышал выстрел; Ваня потерял ключ;Скоро здесь построят школу; Волчица почувствовала опасность.

Подчинительная обязательная связь бывает одиночной и двойной. Если слово нуждается в одном обязательном распространителе, имеющем определенное синтаксическое значение (наскочить на пень, интересоваться спортом, подход к дому), то такая обязательная связь называется о д и н о ч н о й; если же слово нуждается в двух обязательных распространителях (накрыть стол скатертью, вбить гвоздь в стену, обвинить меня в халатности, выместить гнев на подчиненных, сброс отходов в реку), то такая обязательная связь называется двойной.

2. Подчинительная связь является необязательной, если слово способно употребляться в речи абсолютивно, т.е. без зависимых слов. Так, слова сумка, вечер, дождь, завтракать, болеть, спать, холодный, деревянный, тихонько, быстро и др. не обладают обязательной связью. Абсолютивное употребление таких слов в изолированных предложениях не делает их (изолированные предложения) неполными. Например: Ваня несет сумку; Наступил вечер; Пошел дождь; Катя завтракает; Дедушка болеет; Подул холодный ветер; Дверь тихонько скрипнула и т. п.

Однако есть довольно большая группа слов, обязательность необязательность связи которых зависит от того, как говорящий осмысливает их употребление в том или ином случае. Речь идет об
отвлеченных именах существительных, обозначающих:
1) действие (бег, полет, крик, гудение, пение, ответ, догадка, приказ, просьба);
2)
признак, свойство (красота, глубина, твердость, прозрачность, упрямство, находчивость);

3 )состояние {болезнь, беспокойство, усталость, волнение,
изношенность, истощенность)',
4)отношение {недоверие, подозрительность, презрение, высокомерие, лояльность, враждебность).















Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

В современном русском языке выделяется три вида подчинительной связи слов: согласование, управление, примыкание.

1. Согласование — это такой вид подчинительной связи слов,
при котором главное слово (имя существительное) своими формами рода, числа и падежа обусловливает формы рода, числа и
падежа зависимого слова: дубовый стол, холодная вода. Согласование формы зависимого слова с формой главного происходит только
в том случае, если главное слово выражено склоняемым существительным, а зависимое — согласуемым словом: прилагательным, местоимением прилагательным, порядковым числительным, причастием. Например: высокая сосна, моя сумка, второй вагон,
зеленеющее поле. При согласовании изменение формы главного
слова неизбежно ведет к соответствующему изменению формы
зависимого слова: высокая сосна— высокой сосны — высокой сосне
высокую соснувысокой соснойо высокой сосне.
2.Управление
— это такой вид подчинительной связи слов,
при котором главное слово (ввиду своего лексического значения)
предполагает или допускает свое распространение именем существительным в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом. Управляющее слово может быть выражено любой частью речи:

1)глаголом {заметить ошибку, интересоваться политикой,
закатиться под стол, говорить о литературе)',
2) существительным {строительство школы, упрек в равнодушии, лезвие ножа, кольцо с камнем, дом около дороги)',
3) прилагательным {полезный детям, трудный для новичков, непригодный для земледелия, серый от пыли);

4) числительным   {три тетради, двое из студентов);















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: