Типы словосочетания по морфологической природе главного слова

Тема 1. Словосочетание как синтаксическая единица.

Различное толкование словосочетания в науке. Начальная форма словосочетания. Парадигма словосочетания.

Словосочетание — это синтаксическая единица, образованная двумя (или более) знаменательным словами, находящимися между собой в подчинительных отношениях. Словосочетание, взято вне предложения, является номинативной единицей: оно, как и слово, служит в это случае для наименования предметов, действий, признаков, состояний.

Вопрос о разных подходах к словосочетанию и можем назвать три разных подхода.

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной.

Совокупность форм СС, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Парадигмы опираются на словоизменение стержневого слова и выражают соответствующие грамматические значения — падежные и числовые: ветка березы, ветки березы, ветке березы... ветки березы, веток березы и т.д.; родовые значения: достойный внимания, достойная внимания; личные отношения: пишу письмо, пишешь письмо и т.д.

По стержневому слову выделяются субстантивные, адъективные и глагольные парадигмы. Условием вхождения словосочетания в парадигму является тождественный лексический состав.

По структуре СС делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).

Простые и сложные словосочетания. Неоднозначные подходы к проблеме их разграничения.

Существует два разных подхода к делению словосочетаний на простые и сложные.

По составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простые словосочетания могут состоять из 2 знаменательных слов: новый дом, красивые вещи; они образуются прежде всего на основе согласования.

Простые словосочетания могут состоять также из знаменательного слова и семантически нечленимого словосочетания: юбка цвета беж, пять часов мужества, повторять изо дня в день, беседовать с глазу на глаз. К простым относятся словосочетания с двойным сильным управлением: отдать книгу ученику, присвоить звание ученому, вдохновлять солдат на подвиг. Данный случай является трудным для анализа.

Сложные словосочетания состоят из 3 и более компонентов, причем в таких словосочетаниях возможны различные типы связи: неожиданный приход начальника, дважды повторить просьбу, стремление женщин к образованию.

3.Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов (свободные/несвободные). Лексически достаточные\недостаточные словосочетания.

По степени семантической спаянности компонентов различаются синтаксически свободные и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания.

В синтаксически свободных (членимых) словосочетаниях каждый компонент функционирует как отдельный член предложения, так как реализует собственное значение и является структурно оформленным: зеленое яблоко, открытая дверь, подойти к дому, влюбиться со страшной силой.

Синтаксически несвободные (членимые) словосочетания выполняют функцию одного члена предложения, так как главное слово является семантически недостаточным и смысловую нагрузку несет зависимый компонент. Выделяют следующие типы нечленимых словосочетаний:

Особую группу составляют словосочетания с главным словом числительным и местоимением и зависимым существительным с предлогом из: двое из группы, кто-то из нас, в один из поселков. Одним из наиболее важных условий успеха является желание работать.

К цельным словосочетаниям относятся словосочетания, в состав которых входят словоформы с глазами, с носом, лицом роста. Эти словоформы нуждаются в лексичесих конкретизаторах.

Особую группу составляют сочетания существительных с предлогами от-до, с-до. От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы пляшут линии, ограды и мосты.

К цельным словосочетаниям относятся составные сказуемые: отказался подчиняться, осмелился перечить, хотел понять, дерзнул возразить, отдать предпочтение, рад поговорить, дать надежду, иметь надежду, казаться новым. Хотел читать, но труд упорный ему был тошен.

Типы словосочетания по морфологической природе главного слова.

Выделяются следующие типы словосочетаний.

1.Субстантивные словосочетания (главное слово — имя
существительное): солнечное утро, поездка к морю, дверь на кухню, разговор наедине.Схемы словосочетаний изображаются следующим образом (описания схем относятся ко всем типам):

 а) указывается часть речи, которой выражено главное слово, над обозначением части речи ставится знак «х»;

б) указывается часть речи, которой выражено зависимое слово, и, если это существительное или местоимение-существительное, то отмечается его падежная или предложно-падежная форма;

 в) между обозначениями частей речи главного и зависимого
слов ставится знак «+», указывающий на соединение двух компонентов; г) в схеме отражается реальное расположение компонентов относительно друг друга.

Субстантивные словосочетания строятся, например, по таким
схемам:

1) прил. (мест.-прил.; порядк. числит.; причаст.) +сущ.: кожаный мяч,

2)сущ. +сущ. Р.п.: ветка березы, пачка соли, приезд отца;
3) сущ.+изсущ. Р.п.: чашка из алюминия, картошка из Белоруссии;
4) сущ.+безсущ. Р.п.: окно без форточки, ботинки без шнурков;
5) сущ. + в сущ. В.п.: дорога в лес, тетрадь в клетку, удар в
6) сущ. + наречие: сапоги гармошкой, ворот на распашку, яйцо
всмятку;
7) сущ. + инфинитив: желание вернуться, решение открыть, приказ наступать.
2. Адъективные словосочетания (главное слово —имя прилагательное): полезный для здоровья, трудный для учеников, красный от мороза, очень красивый.
Приведем наиболее употребительные схемы построения адъективных словосочетаний:
1) прил. +для сущ. Р.п.: необходимый для детей, незаметный для
посторонних;
2) прил. +от сущ. Р.п.: серый от пыли, мрачный от проигрыша;
3) прил. +из-за сущ. Р.п.: непригодный из-за трещины, злой из-за скандала;
4) прил. +сущ. Д. п.: верный присяге, знакомый студентам, послушный зову;
5) прил. + сущ. Т.п.: сытый телом, слабый духом, богатый
нефтью;
6) наречие +прил.: очень скользкий, невероятно худой, по-прежнему гостеприимный;

7) прил. +инфинитив (по этой схеме строятся синтаксически
неделимые словосочетания): готовый помочь, способный предвидеть,бессильный создать.

3. Местоименные словосочетания (главное слово —местоимение): кто-то из учеников, никто из соседей, что-то странное, нечто невообразимое, любой из вас.

Количество схем, по которым строятся местоименные словосочетания,
также незначительно:

1.неопред. мест. +из сущ. Р.п.: кто-то из строителей, что-то
из вещей, кое-что из продуктов

2) отрицат. мест. +из сущ. Р.п.: никто из спортсменов, ничто из
мелочей;
3) неопред, мест. + прил.: что-то детское, что-то неприличное,
нечто огромное;

4) неопред. мест. +вроде сущ. Р.п.: что-то вроде сохи, нечто
вроде шалаша;

4. Словосочетания с именем числительным в роли главного  слова.

Такие словосочетания строятся по следующим схемам:
1) колич. числит. + сущ. Р. п.ед. ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): полтора рулона, два стола, две вазы, три
мяча, четыре тарелки;

2) колич. числит. +сущ. Р.п. мн. ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): пять стульев, шесть овец, девять лопат,
одиннадцать ступенек;

3) собират. числит. +сущ. (одушевл. м.р.) Р.п.мн.ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): двое мужчин, четверо солдат, семеро козлят',
4) собират. числит, оба{обе)+сущ. (неодушевл.) Р.п. ед.ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): оба стола, оба ботинка, обе руки,

обе сумки;

5) собират. числит. +предлог в сущ. П. п.мн.ч. (схема синтаксически делимых словосочетаний): двое в шинелях, трое в шляпах;

6)порядк. числит. +предлог/сущ.Р.п.(схема синтаксически
делимых словосочетаний): второй от двери, третий от столба;

7) порядк. числит. +предлог после сущ. Р.п. (схема синтаксически делимых словосочетаний): первый после поворота, четвертый после школы.

5. Глагольные словосочетания. Главное слово в них выражено глаголом или его особыми формами — причастием или деепричастием: читать газету, строить дом, вернуться в город, наскочить напень, перелезть через забор, играющий на гитаре, упавший на пол, купленный в магазине, войдя в дом, написав записку, опираясь напалку. Из всего многообразия схем, по которым строятся глагольные словосочетания, назовем лишь некоторые их них:

1) глагол +предлог от сущ. Р.п.: узнать от соседей, отстать
от группы,

2) глагол + предлог с сущ. Р.п.: сбросить с крыши, упасть
со стола;

3) глагол +сущ. Д.п.: подарить жене, позвонить отцу, показать учителю;
4) глагол +сущ. В.п.: мыть посуду, учить детей, открыть дверь;
5) глагол + предлог в сущ. В.п.: верить в победу, положить в стол, уехать в деревню;

6) глагол +сущ. Т.п.: интересоваться техникой, рыть лопатой,
облить водой;

7) глагол +предлог в сущ. П. п.: жить в городе, прийти в шапке, купаться в реке;
8) глагол +наречие: писать медленно, вернуться осенью, изготовить вручную;
9) глагол +инфинитив: прийти проститься, заставить переделать, принести попить;
10) причастие + сущ. В.п.: рассматривающий картину, построивший мост;
11) причастие +предлог к сущ. Д.п.: подплывший к берегу, взывающий к милосердию;
12) причастие + наречие: приготовленный наскоро, внезапно
появившийся;
13) деепричастие + сущ. В.п.: услышав шум, открывая дверь,
познавая мир;

14) деепричастие +предлог из сущ. Р.п.: выйдя из школы, изготовив из проволоки;
15) деепричастие + наречие: выскочив наружу, хорошо понимая, бегло осмотрев.
шум.
6. Наречные словосочетания — это словосочетания, в которых главное слово выражено наречием: очень быстро, едва слышно, глупо до безобразия, обидно для окружающих, наравне со взрослыми,быстрее оленя, далеко от станции, как-то странно, где-т о сзади, рано утром.

1)наречие + наречие: очень уверенно, едва заметно, слишком
резко, довольно грубо, весьма искусно, слегка нанасмешливо, еще немного,
2)
наречие +наречие в форме сравнительной степени: гораздо
выше, чуть громче, немного тоньше, вдвое дольше, еще глубже, к
можно внимательнее',

3) наречие +предлог до сущ. Р.п.: странно до неприличия, слащаво
до приторности;

4) наречие +предлог для сущ. Р. п.: непонятно для собравшихся,
обидно для окружающих,

5) наречие + предлог от сущ. Р. п.: вдали от родины, поблизости от дома;

6) наречие +предлог с (со) сущ. Т. п.: наедине с сыном, наравне
со взрослыми;

7) наречие в форме сравнительной степени + сущ. (местоим.)
Р. п.: (бежать) быстрее ветра,(чувствовать) тоньше всех.

7. Словосочетания с категорией состояния роли главного слова: очень душно, жалко детей, плохо без друзей стыдно за тебя, чуть лучше, пора выходить. Слова категории состояния могут распространяться наречиями, именами существительными и инфинитивом.   Словосочетания, в которых слово категории состояния распространяется именем существительным или инфинитивом, могут иметь трехчленную парадигму, образуемую формами степеней сравнения; начальной является форма положительной степени:
плохо без электричества —хуже без электричества —хуже всего без
электричества.





























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: