Все начинается с посадки. Нужно целиком сесть на стул да, чтобы между корпусом и краем стола содержалась ваша ладонь (четыре пальца).
Садиться нужно прямо, немного расслаблено, локти прижать к корпусу, не отводить их в стороны даже из соображений удобства. Немного отодвинуться можно будет в паузе между блюдами или после того, как подача блюд уже закончена, и гости просто общаются между собой.
Не стоит ставить локти на стол даже в том случае, если вы курите и вам удобно опереться на стол локтем руки с сигаретой.
Закончив трапезу, нож и вилку кладут на тарелку.
Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперед, взяв прибор за нейтральную середину.
Вежливый мужчина, прежде чем смотреть самому, всегда подаст меню женщине (даже посторонней), которая сидит с ним за одним столиком, или мужчине, старшему по возрасту.
Так же ведет себя и молодая девушка, находясь вместе со старшей женщиной или пожилым мужчиной. Приглашенным (будет то женщина или мужчина), не подавая меню, угощающий, предлагает то или другое кушанье или напиток. Заказывает и платит тот, кто пригласил. Если пришли вместе, но платить собираются в отдельности, мужчина подает меню спутнику. Женщина говорит о своем выборе мужчине, и он уже сам беспокоится о заказе.
Если в меню есть неизвестное кушанье, правильным было бы на первых порах поинтересоваться, что оно собой представляет у знакомого или официанта, а когда уже рискнули заказать, постарайтесь съесть его.
На столик не кладут сумочки, перчатки, носовые платочки и прочие предметы туалета.
Первыми приступают к еде почетный гость и хозяева. В ресторане с обслуживанием в разнос, начинают есть когда обслужены 3-4 человека или организаторы пригласили приступить к трапезе. Мужчины начинают есть, когда взялись за вилки и ножи сидящие рядом женщины.
Непристойно вытирать свои приборы в гостьях, у знакомых, так как этим вы показываете свое недоверие к хозяевам, но это позволительно в ресторанах.
Освежающие и крепкие напитки (вино, водку, пиво и лимонад) наливают всегда мужчины. Женщины делают это лишь в обществе женщин.
Никто не должен просить, чтобы ему первому преподнесли блюдо, проявляя таким образом свое нетерпение. Если вам за столом захотелось пить, то стоит протянуть свою рюмку к тому, кто наливает, держа ее между большим, указательным и средним пальцами правой руки.
На приеме может подниматься только один общий тост, в этом случае непременно под шампанское. Само лучшее время для того, чтобы произнести застольную речь или тост - перерыв или пауза между блюдами, когда присутствующие за столом не едят. Речь не должна быть длинной или слишком причудливой. Человек, который хочет взять слово, встает, слегка стучит по своей рюмке для того, чтобы привлечь внимание гостей и начинает говорить. Перед началом речи говорящий может попросить наполнить рюмки. Застольная речь заканчивается тостом.
Невежливо продолжать есть или переговариваться со своими соседями в то время, как кто-либо произносит тост. Слушать надо молча. Если предусматривается, что тостов будет много, то первый из них поднимается через 10-15 минут после того, как приглашенные сели за стол. На официальных приемах не чокаются. На неофициальных - можно, но для этого бокалы не протягиваются через стол. Рюмка женщины поднимается чуть выше чем рюмка мужчины.
Если уронили нож или вилку, не поднимаем, - просим, чтобы подали новый. При этом извиняться не надо.
Обед считается законченным, когда хозяин положил тканевую салфетку на стол и встал.
Поднимаясь из-за стола, не нужно складывать свою салфетку и естественно очень не пристойно уезжать сразу же после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере полчаса.
Говорить за столом нужно о что-нибудь спокойном, не стоит затрагивать острых тем, вопроса о стоимости блюд и напитков, уместна остроумная и легкая беседа. Принято говорить на темы, которые повышают аппетит.
За столом считается невежливым шептать на ухо вашему соседу.
Разговаривать желательно не только со своим партнером, но и с ближайшими соседями по столу. Любую беседу нужно вести так, чтобы не мешать приему пищи.
Если необходимо что-нибудь сказать сидящему за вашим соседом, то говорят за его спиной. Разговор “через соседа” не должен быть длинным, он может состоять из реплики, шутки, небольшой фразы, но все это только в случае необходимости.
Не дотрагивайтесь к собеседнику с целью привлечь его внимание.
Если во время беседы Вы хотите чихнуть, постарайтесь сделать это тихо и извиниться перед своим собеседником. Если же чихнул кто-либо из присутствующих, оставьте это без внимания, не нужно говорить: “Будьте здоровые! ”
Не поворачивайтесь спиной, если намерены поговорить с соседом.
Вопрос № 4. Деловой телефонный разговор.
Существуют правила рационального телефонного общения для «входящих» и «исходящих» разговоров. Тем не менее есть общие правила, которых надо придерживаться, независимо от того, нам звонят или мы звоним по телефону.
Первое правило: разговор с партнером по телефону нужно вести в положительном эмоциональном тоне. Поскольку часто приходится по телефону говорить с незнакомым человеком, надо чтобы первое впечатление об организации, которую мы представляем, было положительным.
Фазы делового телефонного разговора.
Подготовительная.
Перед каждым телефонным звонком продумайте такие вопросы:
1. Есть ли однозначная потребность в личном контакте?
2. Обязательное ли знание ответа для того, чтобы перейти к соглашению?
3. Существует ли возможность следующей встречи с партнером (абонентом)?
4. Чего я стремлюсь достичь (установить общие и промежуточные целые разговоры)?
5. Какие вопросы я хочу задать (записать основные пункты)?
6. Какие документы мне понадобятся?
7. Какие документы понадобятся моему партнеру?
Помните: Предыдущие рассуждения, которые не приводят к телефонному разговору, ценнее, чем телефонный разговор без цели и результата.
Вы должны набирать номер телефона только тогда, когда вам будет известная цель разговора:
8. Хочу ли я лишь поддержать общий контакт и обменяться мыслями с коллегой?
9. Хочу ли я получить информацию или передать ее?
10. Хочу ли я поделиться идеей или просто оценить ее?
11. Хочу ли я убедить другого в своих намерениях и ближе ознакомить его с своим проектом?
Позаботьтесь о выборе правильного момента для своего разговора:
12. Выясните самое лучшее время для звонка, чтобы не отрывать партнера от дела. Установите это время в конце предыдущего телефонного разговора или при личной встрече.
13. Предупредите о своем звонке заранее. Многие из ваших деловых партнеров будут за письменным столом ждать вашего звонка, если вы укажите точное время, вы сэкономите время и ускорите решение соответствующего вопроса.






