Виды смыслов по Франклу: ценности

Франкл утверждает, что ценности существуют в мире объективно. Так, приводя пример таких ценностей.

Из числа ценностей переживаний Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь - это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности.

Учение Франкла о свободе воли

Основной тезис учения Франкла о свободе воли гласит: человек способен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды.
Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в поэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий внешних факторов.
Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. По Франклу, это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе.



Г)Основные модели человека по Рубинштейну.

Положение теории С. Л. Рубинштейна является методологическим регулятивом современных научных исследований в различных областях психологического знания, прежде всего при изучении особенностей личностного и профессионального развития человека в современных социокультурных условиях.

В русле личностно-развивающего подхода исследования профессионального развития личности ведутся нами по трем основным направлениям: содержательное (разработка концепции и технологии профессионального развития личности); динамическое (все временное поле профессионального развития личности) и институциональное (институт профессионального развития личности, включая тип социума, в котором функционирует «рынок профессий», образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс профессионализации).
По мнению С. Л. Рубинштейна (1976), проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения нами двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека, и модели профессионального развития, основанной на втором способе жизнедеятельности.
При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Динамика профессионального функционирования специалиста проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации.
В модели профессионального развития (вторая модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.
Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию.

 

 


 






Ориентация на человека как на «экономическую единицу», социальный и психологический объект и субъект.

Плодотворная взаимная критика психологов и экономистов на протяжении вот уже ста лет привела к расширению понимания поведения человека. Экономисты стали больше учитывать психологические особенности человека, а психологи — принимать во внимание экономические факторы. На настоящий момент принято следующее определение экономического поведения:

► экономическое поведение — это человеческие решения и выбор относительно альтернативного использования ограниченных ресурсов, к которым относятся деньги, время, пространство, усилия, энергия и другие материальные ресурсы для удовлетворения потребностей личности.

Факторы, влияющие на экономическое поведение. Выделяют три группы факторов, влияющих на экономическое поведение:

♦ факторы окружающей среды и общие социальные ситуационные факторы;

♦ субъективные факторы;

♦ экономическое поведение.

Человек как экономический субъект поставлен в условия, когда все его существование связано с обязательным участием в экономической жизни других людей — семьи, общества, мира, и действовать вне этой системы, вопреки ее институтам и их правилам он не может. Всю жизнь человек как экономический субъект обязан определенным образом взаимодействовать с другими людьми с учетом экономического порядка, установленного в прошлом и изменяющегося в дни его жизни — с его участием и без него. Вовлечение человека в экономические интересы и отношения принуждает его действовать с помощью экономического инструментария по своей воле и

вопреки ей под давлением парадигм, концепций, доктрин, теорий и подходов, принятых другими людьми, семьями, обществом и всеми институтами.

Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из предпосылки, согласно которой человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. В силу этого он одновременно и субъект, и объект экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: