I. Вступительное слово учителя

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и речь”).

II. Выставка словарей на классной витрине.

1. Слово учителя.

Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.

Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.

И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.

А начнем прямо сейчас.

III. Словарная работа.

– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную статью.

1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.

2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.

3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.

4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.

5. Публичное выступление. Выступать с речью.

– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны. (Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)

– Слово “язык” тоже многозначное:

1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.

3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

IV. Выборочный диктант.

– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

Чтение теоретического материала на стр. 9 (II)

Чем язык отличается от речи?






Физминутка.

Раз - поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть- за парту тихо сесть.

Сам/р. упр. 6 (у доски 1 ученик)

V. Работа с текстом “Язык”.

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык.

– Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа.

– Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.

– Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

1. Чтение текста учителем.

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).

3.задание № 2, 3, 4 (устно)

Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?

“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

– К чему призывает Л.Н.Толстой?

Рубрика «Говорим правильно». Давайте прочитаем, какие глаголы правильно использовать со словом язык, а какие со словом речь.







VI. Вывод.

Слово учителя.

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
– А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

 

 

Урок 22

Тема: Средства выразительности устной речи

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием выразительности речи, её составляющими (интонацией, логическим ударением, паузой), учить использовать их в речи в соответствии с замыслом автора и/или говорящего;

2. Развивать коммуникативные компетенции (работа с информацией разного типа и источников), осмысливание учебного материала на индуктивном и дедуктивном уровне, формулирования выводов, умения и навыки оценки и осмысливания.

3. Воспитание интереса к изучению русского языка, привитие культуры речи и культуры общения, воспитание толерантных взаимоотношений в процессе работы;

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие. Готовность к уроку. Настрой на работу. (Я рада нашей новой встрече, улыбнитесь своему соседу по парте, садитесь)

2. Постановка проблемной ситуации:

На доске:

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

 

Представьте себе, что вы глашатай, вам нужно прочитать царский указ так, чтобы спасти жизнь человеку. Кто хочет это сделать? (дети читают, используя различную интонацию)

Что помогло вам спасти жизнь человека? Нет, не запятая. Запятую мы не произносим. Интонация – возможный ответ. Посмотрите, насколько это важно – правильно выделить в речи слово.

В нашей устной речи есть средства, которые могут создать её выразительность: смысл и настроение.

Давайте попробуем сформулировать тему урока, исходя из этого высказывания.

 

Средства выразительности устной речи. (слайд)

Запишите число, классная работа и тему в тетрадь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: