Объяснение нового материала

А. Художник нарисовал картину. Что он для этого использовал? (кисти, краски, холст, бумагу – возможные ответы детей) Нравится вам? Кому нравится? Представь, что ты тоже художник – художник слова. Попробуй словами передать настроение от этой картины, так, чтобы мы поняли, что тебе нравится. Есть в классе те, кому не нравится? Попробуйте вы передать настроение. Ученик в своём ответе использовал средства выразительности. Как вы думаете, какое?

Интонацию. Правильно. Давайте поработаем с учебником

Б. Самостоятельная работа с учебником, запись.

А какой бывает тон высказывания? (Ответы: взволнованный, радостный, раздражённый, угнетенный, задумчивый и т.д.)

Потренируемся?

В. Задания вам даны на выбор. Это разный уровень заданий. Более сложный – Проще – на листочках:

Прочитайте предложения с выражением различных чувств (радости, удивления, просьбы, сожаления, недовольства и т.д.)

1. Ты пришёл!

2. Кто это в класс принёс попугая?

3. Пусть читает.

4. Ты дашь мне книгу?

5. Скоро ты сядешь за уроки?

6. Расскажи нам об этом.

Мы знаем, что интонация зависти от настроения.

Г. На экране запись:

Мы сегодня идём в бассейн?

Сколько ответов можно дать на этот вопрос? (ответы детей). Давайте проговорим вопрос и ответ. Вы задаёте вопрос, а я отвечаю. (Если не получится – наоборот, я задаю вопрос, а вы отвечаете)

Что помогло нам дать 4(!) ответа на один вопрос?

На этот вопрос нам ответит учебник

Д. Работа с учебником, запись в тетрадь.

Что же нам помогло задать 4 вопроса? Что такое логическое ударение?

Выполняется устно

Логическое ударение – ещё одно средство выразительности устной речи.

ФИЗМИНУТКА

Хорошо. А что ещё помогает нам передать настроение? (мимика, жесты). Это тоже средства выразительности. Только они несловесные. Давайте немножко поиграем. Передайте с помощью мимики радость, гнев, разочарование, обиду, возмущение, поругайте маленького ребёнка.)

Мы остановили урок и сделали паузу.

 А в речи что такое пауза? (остановка в речи)

Текст читаем вслух. Где мы ставим паузы? Что на письме нам указывает на паузы?

Вариант – загадки   2 вариант – пословиц

Обобщение. Творческое задание

Итак, что нам помогает создать выразительность в речи? (ответы детей)

А скажите, в какой профессии особенно необходима выразительность речи? Вот и побудем сейчас актёрами. Задание: я раздаю вам задание на листах по группам. Выбирайте самого артистичного и покажите как у вас получится выразительно прочитать текст. (во время чтения на экране демонстрируются слайды с картинами известных художников, иллюстрирующие стихотворения)Образец чтения показывает учитель на одном из стихотворений.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте текст выразительно. Для этого отметьте слова, на которые необходимо поставить логическое ударение. Правильно расставьте короткие и длинные паузы, не забывая про знаки препинания. Передайте голосом настроение. 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…(А.С. Пушкин)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом… (Ф.И.Тютчев)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось…(С.А.Есенин)

Поёт зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака… (С.А.Есенин)

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам. (И.А.Бунин)

Учащиеся читатют, остальные оценивают аплодисментами.

Заключительный этап. Итоги. Рефлексия.

Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со средствами выразительности речи. Какими?

Для чего необходимо выразительно читать?

Все ли могут выразительно читать?

Что для этого необходимо?

Как научиться выразительно читать?

Оцените свою работу на уроке при помощи листа оценки.

Раздача памяток «Как подготовиться к выразительному чтению»

 

 

Урок 23

Тема: Формы речи: монолог и Диалог

Цель урока: формирование умений:

- находить диалог в текстах;

- составлять диалог;

- расставлять знаки препинания при диалоге.

Планируемые результаты:

Предметные:

- развитие умения формулировать определение понятий;

-формирование первичного представления о диалоге;

- формирование умений находить диалог в тексте и составлять его;

- совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи;

- обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные:

Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать

сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; формировать умение формулировать тему урока, цели урока; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Коммуникативные: строить связное монологическое и диалогическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности работы в паре; правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения с помощью диалога, составление и ведение диалога, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивации к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.

Основные понятия: диалог, монолог, реплика, слова автора, тире.

Решаемые проблемы: Что такое диалог? Как отличить диалог от прямой речи? Как ставить знаки препинания при диалоге?

Ход урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: