Этот материал.
Комплекс упражнений для глаз.
- Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса на листочках
Рефлексия «Выбор»
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я устал / не устал
5. Мое настроение стало лучше /
Урок 25
Тема: Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения
Цели:
- познакомить учащихся со строением текста типа повествования;
- сформировать умение создавать собственные тексты подобного типа;
- научить редактировать текст-повествование;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
II. Актуализация знаний
2. 1) Я прочитал эту книгу.
3. 2) (В)радости знай меру, (в)беде веры (не)теряй.
4. 3) Один и дома горюет, а двое и (в)поле воюют.
5. 4) Правда (в)воде (не)тонет, (в)огне (не)горит.
6. 5) (Не)будь упрям, а будь прям.
7. 6) Хоть (бы)месяц этак в шутку к нам проглянул на минутку, все (бы)легче.
III. Проблемное объяснение нового знания
Признаки текста: Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Работают с текстом на раздаточных листах в парах.
Определяют тип речи. Определяют «данное» и «новое» в предложениях. Определяют стиль текста.
4. Физминутка
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
V. Первичное закрепление
Повествование как тип речи.
1) Определение «данного» и «нового» в предложениях текста повествования.
письменно
2) Построение текста типа повествования (вступление; последовательное изложение событий, действий; заключение).
VI.Итог урока (рефлексия деятельности)
- Каковы особенности построения текста типа повествования?
Синквейн «Повествование», «Рассуждение» и «Описание»: это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пользуясь памяткой, составляют синквейн.
Анализируют работу на уроке через самооценку, записывают домашнее задание
Урок 26
Тема: Средства связи предложений и частей текста
Цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся о тексте;
- познакомить учащихся со способами связи предложений в тексте;
- развивать умение составлять тексты;
- воспитывать уважительное отношение к творческому труду, умение держать слово.
Оборудование: карточки с заданиями, опорная схема.
Методические приёмы: беседа, анализ текстов, работа в группах.
Ход урока
Орг. момент
2. Актуализация изученного.
· Работа с текстом «Тропинка», спроецированным на доске
Тропинка
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьется лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.
· Беседа о признаках текста
· Что такое текст?
(Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически).
· Что характерно для текста? Что в первую очередь бросается в глаза?
(Заголовок)
· Что отражено в заголовке?
(В заголовке прямо или косвенно отражается тема текста).
· А что такое тема текста?
(То, о чем говорится в тексте)
· Что такое основная мысль?
(То, в чем убеждает нас автор).
· Определите тему и основную мысль текста «Тропинка».
(Тема текста – лесная тропинка. Основная мысль – лесная тропинка интересна, любима).
· Из каких частей состоит любой текст?
(Начало, или вступление; основная часть и заключение).
· Найдите эти части в тексте «Тропинка».
(Начало – 1-е предложение; основная часть – 2-е и 3-е предложения; заключение – последнее).
· Обратите внимание на то, что заключение возвращает нас к заглавию текста, и текст получает композиционную завершённость.
3. Работа с текстом (у каждого учащегося на листочках).
В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.
· Понятен ли вам текст без дополнительных пояснений?
· Какие части текста в нем есть? Каких не хватает?
(Заглавия и концовки)
· Какие варианты заглавия и концовки вы можете предложить?
(«Живые комочки»; «Смотреть на них было очень интересно»)
3. Работа по теме урока.
· Упр.61(устно)
Вывод: Предложения могут быть связаны последовательно: второе с первым, третье с первым.
· Сцепляющие слова: парк – каналы – мосты.
· Чтение теоретического материала на с.38 (Связь цепная)
· Работа с карточкой 1 (Из данных предложений составить текст, озаглавить его и записать).
1. И песок в пустыне, как волны.
2.Пустыня, как море, только вместо воды песок.
3.В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
4.Волны песка называются барханами.
Пустыня, как море
Пустыня, как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне, как волны. Волны песка называются барханами. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
· При помощи чего могут цепляться предложения в тексте?
(При помощи повторяющихся или однокоренных слов).
· Работа в группах
· Группа 1: упр.64 (по условию).
· Какое из высказываний вам больше понравилось? Почему?
· При помощи чего сцепляются предложения в этих текстах?
(Повтор слова в 1-м; однокоренные слова во 2-м; при
помощи местоимений в 3и 4-м).
· Группа 2: упр. 65 (устно)
· Группа 3: Работа по составлению текста (материал на карточках).
1. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов.
2. Осенью певчие птицы улетают на юг.
3. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
4. Все они будут ждать возвращения на родину.
Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов. Все они будут ждать возвращения на родину.