Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1.
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.
До свидания закричал Знайка.
Карточка 2.
К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: …
2.) …, - возразил товарищ.
3.) …? – удивилась девочка.
Карточка 3.
Начертите схемы предложений.
«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.
«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка.
Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт».
Работа с классом.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит прямая речь?
- Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора
Постановка проблемного вопроса?
Продолжите предложение.
Я люблю беседовать с друзьями, потому что
Правильное построение беседы поможет мне..
Я знаю о диалоге…
3. Формулирование темы урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Диалог»
Цель нашего урока? Узнать. Что такое диалог и правила оформления диалога на письме.
|
|
Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?
Диалог, монолог, реплика.
Диалог-(греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей.
Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)
Реплика (от лат. replico — возражаю) Ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.
Правила оформления диалога.
Особенности оформления диалога без слов автора.
В. Бианки «Лис и Мышонок»
- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь!
- А у меня в норке кладовочка.
- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек – и был таков!
- Кто разговаривает в этой сказке?
- В чём особенность этого диалога?
- Как вы думаете, что такое диалог?
Прочитаем определение в учебнике.
- Из каких частей состоит диалог?
- Что такое реплика?
- Обратим внимание, как диалог оформляется на письме.
Прямая речь
Диалог
Одно лицо
Два лица
Реплики заключаются в кавычки
Перед каждой репликой ставят знак «-»
Фразы записывают в строку
Реплику каждого лица записывают с новой строки
Итог беседы.
- Что такое диалог?
- Из каких частей он состоит?
- Как диалог оформляется на письме?
Домашнее задание. Составление своего диалога.
Например, диалог в библиотеке.
Урок 24
Тема: Текст и его строение
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
|
|
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;
- выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
- раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Сообщение темы.
·
· Оформление записей на доске и в тетрадях. Предлагаем самостоятельно сформулировать цель урока.
· - Что такое текст?
· - Что такое тема текста?
· - Что такое идея? Где она находит своё отражение?
· - Какие бывают предложения в тексте?
· - На какие части делится текст?
· -Что такое микротема?
· -Что такое абзац?
· -Из каких частей состоит абзац?
· -На какие вопросы вы не смогли ответить? Почему? Таким образом, мы можем сформулировать тему урока.
· -Исходя из темы урока, какие цели урока мы перед собой поставим? Помогут нам в этом слова-помощники.
· Повторим Что такое текст, тема текста, главная мысль, абзац
· Изучим Строение абзаца
· Узнаем Название составных частей абзаца
· Проверим Умение работать с текстом
· -Что мы должны сделать, чтобы мы достигнуть этих целей?
· -Где мы сможем применить полученные знания?
Работа в группах, ответы на вопросы
- Что такое текст?
- Что такое тема текста?
- Что такое идея? Где она находит своё отражение?
- Какие бывают предложения в тексте?
- На какие части делится текст?
-Что такое микротема?
-Что такое абзац?
-Из каких частей состоит абзац?
1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2-3.В заглавии текста находит отражение его тема (то есть то, о чём или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст). У текста есть заглавие.
4.Предложения бывают зависимые и независимые
Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому он обычно делится на части: вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).
6. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
Фронтальный опрос. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы
Работа с текстом
Разделите текст на абзацы, составьте план, выделяя ключевые слова
Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!
|
|
Проверим задания в парах, глядя на экран проектора
-Какой части текста нет? (заключения)
-Вспомним уроки лит-ры. Из каких композиционных частей состоит сказка?(зачин, развитие мысли,концовка)
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания