Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1.
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.

До свидания закричал Знайка.

Карточка 2.
К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: …
2.) …, - возразил товарищ.
3.) …? – удивилась девочка.
Карточка 3.
Начертите схемы предложений.

«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.

«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка.

Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт».

Работа с классом.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит прямая речь?
- Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора













Постановка проблемного вопроса?

Продолжите предложение.

Я люблю беседовать с друзьями, потому что

Правильное построение беседы поможет мне..

Я знаю о диалоге…

3. Формулирование темы урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Диалог»

Цель нашего урока? Узнать. Что такое диалог и правила оформления диалога на письме.

Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?

Диалог, монолог, реплика.

Диалог-(греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей.

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)

Реплика (от лат. replico — возражаю) Ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

Правила оформления диалога.

Особенности оформления диалога без слов автора.
В. Бианки «Лис и Мышонок»
- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь!
- А у меня в норке кладовочка.
- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек – и был таков!

- Кто разговаривает в этой сказке?
- В чём особенность этого диалога?

- Как вы думаете, что такое диалог?
Прочитаем определение в учебнике.
- Из каких частей состоит диалог?
- Что такое реплика?
- Обратим внимание, как диалог оформляется на письме.

 

Прямая речь

Диалог

Одно лицо

Два лица

Реплики заключаются в кавычки

Перед каждой репликой ставят знак «-»

Фразы записывают в строку

Реплику каждого лица записывают с новой строки


Итог беседы.
- Что такое диалог?
- Из каких частей он состоит?
- Как диалог оформляется на письме?

























Домашнее задание. Составление своего диалога.

Например, диалог в библиотеке.

 

 

Урок 24

Тема: Текст и его строение

Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

- Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;

- выстраивать композицию рассуждения.

Оборудование:

- раздаточный материал.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.

Ход урока

 

1. Орг. Момент

2. Сообщение темы.

·

· Оформление записей на доске и в тетрадях. Предлагаем самостоятельно сформулировать цель урока.

· - Что такое текст?

· - Что такое тема текста?

· - Что такое идея? Где она находит своё отражение?

· - Какие бывают предложения в тексте?

· - На какие части делится текст?

· -Что такое микротема?

· -Что такое абзац?

· -Из каких частей состоит абзац?

· -На какие вопросы вы не смогли ответить? Почему? Таким образом, мы можем сформулировать тему урока.

· -Исходя из темы урока, какие цели урока мы перед собой поставим? Помогут нам в этом слова-помощники.

· Повторим Что такое текст, тема текста, главная мысль, абзац

· Изучим Строение абзаца

· Узнаем Название составных частей абзаца

· Проверим Умение работать с текстом

· -Что мы должны сделать, чтобы мы достигнуть этих целей?

· -Где мы сможем применить полученные знания?

Работа в группах, ответы на вопросы

- Что такое текст?

- Что такое тема текста?

- Что такое идея? Где она находит своё отражение?

- Какие бывают предложения в тексте?

- На какие части делится текст?

-Что такое микротема?

-Что такое абзац?

-Из каких частей состоит абзац?

1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2-3.В заглавии текста находит отражение его тема (то есть то, о чём или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст). У текста есть заглавие.

4.Предложения бывают зависимые и независимые

 

Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому он обычно делится на части: вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).

6. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
Фронтальный опрос. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы


Работа с текстом

Разделите текст на абзацы, составьте план, выделяя ключевые слова

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!

Проверим задания в парах, глядя на экран проектора

-Какой части текста нет? (заключения)

-Вспомним уроки лит-ры. Из каких композиционных частей состоит сказка?(зачин, развитие мысли,концовка)

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: