Самостоятельная работа.
Определите стили речи
1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.
3. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.
4. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.
5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.
|
|
Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.
6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.
- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.
- Что же нужно сделать?
- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.
7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.
8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.
9. В субботу, 15 апреля, на спортивной площадке школы состоится праздник, посвящённый встрече с пернатыми друзьями. Начало праздника в 15.00 часов.
10. Маленькие упрямые заморозки ещё пытались воевать с теплом и солнцем. По ночам звонко стучали о землю их ледяные кулачки. Утром сосульки подтаивали, падали и со звоном разбивались. Солнце поднималось с каждым днём всё выше. Целые сугробы снега истаивали на глазах.
Этой ночью мороза не было. Пока люди спали, весна работала. Снег ещё лежал в саду. Но скворцы прилетели, и перед самым домо зацвели подснежники. Лёд был под ногами, а они цвели!
Ключ: 1. худож. 2. разгов. 3. офиц.-делов. 4. научн. 5. публицист.
6. разгов. 7. научн. 8. публиц. 9. офиц.-делов. 10. худож.
Рефлексия
Д/з. Найдите примеры функциональных разновидностей языка
Урок 28
Тема: Разговорная речь. Просьба, извинение
|
|
Цели:
· Научить различать речь книжную и разговорную, познакомить с отличительными признаками книжной и разговорной речи;
· Развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;
· Ввести акцентологическую разминку;
· Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову; ценят природу и мир в целом.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов, самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Коммуникативные: «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы, проверяют себя); вычитывают все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную); организовывают учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом и т. д.).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
· мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
· осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
· актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
· актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
· зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
Акцентологическая разминка.
Упражнение «плюс – минус».
- Ребята, запишите в строчку 8 цифр, внимательно слушаем.
1)Первое слово – нефтепровод (норма – ударение на последнем слоге), «ударение падает на последний слог»;
2)Второе слово – красивее (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на третий слог»;
3)Третье слово – звоните ( норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на первый слог»;
4)Четвёртое слово – форзац (норма – ударение на первом слоге), «ударение падает на первый слог»;
5)Пятое слово - каталог (норма – ударение на последнем слоге), «ударение падает на последний слог»;
6)Шестое слово – ходатайствовать (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на третий слог»;
7)Седьмое слово – оптовый ( норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на второй слог»;
8)Восьмое слово – эксперт (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на первый слог».
После проверки учитель ещё раз произносит каждое слово, класс хором по команде повторяет.