Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним способом сцепления предложений в тексте – цепной связью. Научились правильно сцеплять предложения в тексте при помощи повтора слов, однокоренных слов и местоимений. На следующем уроке мы познакомимся с еще одним способом связи предложений в тексте.
Домашнее задание
Урок 27
Тема: Функциональные разновидности языка
Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; дать понятие о функциональных разновидностях языка; отработать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей; изучить особенности каждого стиля и сферу его употребления.
Ход урока
Оргмомент
2. Новый материал.
Задание 1. Прослушайте тексты
1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
|
|
2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов, ночью 8-9 градусов.
3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
▼ Осмысление:
1. О чём говорится в текстах — об одном и том же или о разном?
2. Как говорится — одинаково или по-разному?
3. Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?
4. Можно ли 1 или 2 текст использовать в домашней обстановке? Почему?
5. Можно ли вместо сводки погоды по радио или по ТV передать 1 или 3 текст? Почему?
6. Какой из текстов вы используете только в разговоре?
7. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
Задание 2. Сгруппируйте примеры
Неофициальная обстановка непринуждённая | Официальная обстановка деловая |
Дома на перемене в лесу в общественном транспорте в гостях | На работе на уроке на экскурсии в поликлинике на собрании |
Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.
СТИЛИ РЕЧИ
5 стилей
разговорный | к н и ж н ы е | |||
разговорный | научный | художественный | публицистический | официально- деловой |
В быту | В науке и технике | В художественной литературе | В общественной жизни | В официально-служебных отношениях |
Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям | Научная лекция, доклад, статья, учебник | Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня | Речь, выступление, газетные статьи | Законы, договоры, документы, постановления, объявления |
Эмоциональная окраска | Научно-популярная лексика, термины | Худ-ные образы, эмоционально-оценочная | Краткая, лаконичная, общественно-политическая | Клише, шаблоны, бланк |
1. Осмысление
|
|