Регуляционно-коммуникативная функция

ТЕМА ЗАНЯТИЯ № 8: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

 

Вопросы для изучения:

Структура общения.

Информационно-коммуникативная функция общения.

Регуляционно-коммуникативная функция общения.  

Аффективно-коммуникативная функция общения.

 

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Одной из общепринятых моделей структуры общения является представление Г.М. Андреевой, где выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

Г.М. Андреева подчеркивает, что каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все они взаимосвязаны, и выделяются лишь для анализа и для построения системы экспериментальных исследований.

Важно отметить, что обозначенные стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

 

Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между участниками совместной деятельности. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощь которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяется два типа информации:

побудительная и констатирующая.

 

Интерактивная сторона заключается в осуществлении взаимодействия общающихся людей, в обмене в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

 

Перцептивная сторона общения представляет собой восприятие общающимися людьми друг друга. Социальное восприятие направлено на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшей совместной деятельности, а могут в процессе совместной деятельности познавать друг друга.

 

 

 

     В соответствии с выделением в общении трех взаимосвязанных сторон, выделяются    и функции общения: информационно-

коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективнокоммуникативная функции.

 

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

ОБЩЕНИЯ

 

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. 

Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). 

 

Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. 

В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

 

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

 

РЕГУЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

ОБЩЕНИЯ

 

Регуляционно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: вопервых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире - в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: