ТЕМА ЗАНЯТИЯ № 8: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Вопросы для изучения:
Структура общения.
Информационно-коммуникативная функция общения.
Регуляционно-коммуникативная функция общения.
Аффективно-коммуникативная функция общения.
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Одной из общепринятых моделей структуры общения является представление Г.М. Андреевой, где выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
Г.М. Андреева подчеркивает, что каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все они взаимосвязаны, и выделяются лишь для анализа и для построения системы экспериментальных исследований.
Важно отметить, что обозначенные стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между участниками совместной деятельности. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощь которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяется два типа информации:
побудительная и констатирующая.
Интерактивная сторона заключается в осуществлении взаимодействия общающихся людей, в обмене в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Перцептивная сторона общения представляет собой восприятие общающимися людьми друг друга. Социальное восприятие направлено на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшей совместной деятельности, а могут в процессе совместной деятельности познавать друг друга.
В соответствии с выделением в общении трех взаимосвязанных сторон, выделяются и функции общения: информационно-
коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективнокоммуникативная функции.
Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
ОБЩЕНИЯ
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.
Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику.
Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства).
Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
РЕГУЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
ОБЩЕНИЯ
Регуляционно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: вопервых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире - в процессе социальной активности.
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.