Протокол акционерного общества

Например, Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее – Закон) от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ предусмотрено (ст. 68), что протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.

Что же касается оформления протокола заседания общего собрания акционеров, то закон вообще не оговаривает порядка его подписания, в ст. 63 Закона установлено лишь, какие сведения указываются в протоколе:

· место и время проведения общего собрания акционеров;

· общее количество голосов, которыми обладают акционеры – владельцы голосующих акций общества;

· количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании;

· председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.

В Законе также указывается, что в протоколе общего собрания акционеров общества должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг своим постановлением от 31 мая 2002 г. № 17/пс "Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" внесла ясность в этот вопрос: в положении сказано, что протоколы общих собраний акционеров подписываются председателем и секретарем общего собрания, то есть в этом случае действует общее правило.

В то же время существуют нормы подписания протоколов заседаний всеми членами органа, принимавшего решения.

Например, тот же Федеральный закон "Об акционерных обществах" предусматривает подписание протоколов счетной комиссии по итогам голосования членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции.

Еще один аналогичный пример:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 234 утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, в соответствии с которым протоколы заседаний конкурсной комиссии подписываются присутствующими на заседании членами комиссии, имеющими право решающего голоса. Всеми членами комиссии подписываются также протоколы заседаний аттестационных комиссий организаций при проведении аттестации сотрудников.

Из приведенных примеров следует, что, оформляя протоколы заседаний, нужно строго придерживаться положений, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами, поскольку, как мы видим, общая норма подписания протоколов двумя лицами – председателем и секретарем – в некоторых случаях не действует.

В то же время нужно признать, что отступлений от общей нормы не так много, и в большинстве случаев протоколы заседаний подписываются именно двумя лицами – председателем (председательствующим) на заседании и секретарем.

Нужно иметь в виду и то, что отдельные разновидности протоколов приобретают юридическую силу послеих утверждения руководителем данной или вышестоящей организации. Порядок утверждения протоколов должен быть закреплен в положении о коллегиальном (совещательном) органе или в регламенте органа.

В частности, утверждаются протоколы заседаний постоянно действующих экспертных комиссий организаций. В этом случает в наименование должности руководителя, утвердившего протокол, должно входить наименование организации:

 

УТВЕРЖДАЮ Член Правительства Москвы, префект Юго-Восточного административного округа Зотов     В.Б. Зотов 25.06.2009

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

Для информирования заинтересованных организаций и лиц о принятых решениях, а также в целях подтверждения принятых решений могут оформляться выписки из протокола.

Оформляя выписку из протокола, нужно иметь в виду, что выписка – это копия части документа, следовательно, выписки нужно оформлять по тем же правилам, что и копии документов.

В выписке должны быть воспроизведены реквизиты организации или органа, дата, номер протокола, место составления, а также сведения о председателе и секретаре. Сведения о присутствовавших на заседании, приглашенных и повестке дня в выписке могут не воспроизводиться. Из основной части протокола в выписку переносятся разделы «Слушали» и «Решили» («Постановили»).

Подписями председателя и секретаря выписка не удостоверяется. Для придания юридической силы выписке из протокола используется реквизит «Отметка о заверении копии», оформляемый секретарем или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия. Если выписка из документа выдается для представления в другую организацию, она заверяется печатью организации.

В договорной работе применяются протоколы согласования разногласий, протоколы согласования цены и др. В каждом таком случае к составлению и оформлению протоколов могут применяться особые правила, отличные от правил оформления протоколов заседаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: