Механизм развития культурного шока. Этапы адаптации

Тема 4. 

Проблема освоения «чужой культуры». «Культурный шок»

Проблема «чужеродности» культуры.

В ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». В межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение. Но проблема заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах употребления оно понимается на обыденном уровне, то есть путем выделения и описания наиболее характерных признаков и свойств этого термина. При таком подходе понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:

• чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;

• чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;

• чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;

• чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;

• чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

Таким образом, чужойэто противоположный известному, привычном, само собой разумеющемуся, т. е. не свой. В процессе межкультурных контактов сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир. При этом каждая сторона считает свои представления нормальными, а представления другой стороны ненормальными, что часто приводит к этноцентризму. Этноцентризм – это психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей с точки зрения своей культуры. При этом собственная культура рассматривается как единственно правильная, превосходящая все другие культуры. Всё, что отклоняется от норм собственной культуры, считается низкопробным, неполноценным. Своя культура ставится в центр мира.

 

Понятие культурного шока, его симптомы и причины.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых мы можем автоматически действовать в разных ситуациях. Когда мы находимся в условиях новой культуры, привычная система перестаёт работать, потому что она основывается совсем на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Результатом этого и становится психологический, а нередко и физический дискомфорт – культурный шок. Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: человек может начать преувеличенно заботиться о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, кто-то испытывает общую тревожность, страх, перестаёт спать по ночам. Наиболее тяжёлыми последствиями культурного шока могут стать: депрессия, алкоголизм или наркомания и даже самоубийство. Однако культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испытывает при этом стресс. Поэтому с начала 1990-х гг. специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации. К. Оберг утверждал, что люди проходят через определённые ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительного уровня адаптации.

Культурный шок – это сложный и болезненный для человека процесс, который во многом меняет человеческую личность. Главный итог данного процесса – способность жить в постоянно меняющемся мире, в котором всё меньшее значение имеют границы между странами и всё более важными становятся непосредственные контакты между людьми.

Основной причиной культурного шока служат различия между культурами. Попадая в новую культурную среду, человек оказывается в непривычных для себя условиях, ведь каждая культура имеет множество стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях, а в условиях новой культуры утрачивает это ощущение.

Перечислим наиболее характерные признаки культурного шока:

• постоянное желание вернуться домой;

• ощущение беспомощности;

• рассеянность;

• агрессивность

 

Формы проявления культурного шока.

Знакомство с чужой культурой обогащает людей. Но часто контакт с иной культурой ведёт к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с непониманием этой культуры. В той или иной степени культурный шок переживают практически все люди, оказывающиеся в чужой культуре. Он вызывает нарушение психического здоровья, определённое психическое потрясение. Выделяют следующие формы проявления культурного шока:

· напряжение из-за усилий, прилагаемых для адаптации в чужой стране;

· чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;

· чувство одиночества в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры;

· нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

· тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;

· чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

 

 

Механизм развития культурного шока. Этапы адаптации.

В настоящее время для описания данных ступеней предложена модель так называемой кривой адаптации (U-образная кривая), в которой выделяется пять ступеней адаптации.

  Первый период называют «медовым месяцем», потому что большинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и оказавшись там, они полны энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и сначала они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии. Однако этот период быстро проходит.

На втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Психологическое состояние человека ухудшается в связи с непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, переживания по поводу неоправданных ожиданий и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы культурного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.

Третий этап становится критическим, т. к. культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов в этот период возвращаются домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворённым своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. Пять ступеней адаптации составляют U-образную кривую развития культурного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. Интересно, что когда успешно адаптировавшийся в чужой культуре человек возвращается к себе на родину, ему необходимо пройти реадаптацию к своей собственной культуре.

Рассмотренные модели актуальны не для всех. Например, туристы практически не испытывают культурного шока и не проходят адаптацию, т. к. находятся в чужой стране непродолжительное время. В зависимости от ситуации процесс адаптации к чужой культуре может продолжаться от нескольких месяцев до 4–5 лет. Степень культурного шока и длительность межкультурной адаптации зависят от внутренних (индивидуальных) и внешних (групповых) факторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: