Неофициальные источники представляют собой коммуникации, осуществляемые с клиентами, с поставщиками, посредниками, торговым персоналом или сотрудниками самого предприятия, с персоналом, работающим на специализированных отраслевых выставках. Этот канал передачи информации часто называют «из уст в уста». Таким путем можно выяснить информацию о состоянии дел компании, о готовящихся мероприятиях или сделках, о сферах влияния при принятии решений, о неудовлетворенности пострадавшей стороны. Этот канал также хорошо передает слухи, достоверность которых может быть сомнительна, но сам факт их распространения позволяет охарактеризовать ситуацию и противоречивость интересов.
Данная группа источников характеризуется нерегулярностью контактов, значительной трудоемкостью сбора информации, однако в содержательном плане может быть получена эксклюзивная информация (рис. 1.4).
Специфические источники информации связаны со специфическими акциями, осуществляемыми с целью сбора информации о конкурентах или потенциальных партнерах. Это приобретение товаров конкурентов, посещение собраний акционеров конкурентов, осуществление экскурсий на производство конкурирующих предприятий.
|
|
Специфические источники характеризуются (рис. 1.5) своей относительной доступностью и дают характеристику конкретному объекту исследования, однако их информация может быть неполной, нерелевантной, а ее сбор - дорогостоящим и трудоемким.
Основное назначение информации из этой группы источников — изучение конкурентов, характеристик их продукции и технологии.
Неофициальные источники информации: | |
Контакты с клиентами, поставщиками, посредниками, торговым персоналом или сотрудниками самого предприятиям персоналом, работающим на специализированных отраслевых выставках | |
Достоинства | Недостатки |
Может быть получена эксклюзивная информация | Нерегулярность контактов Неструктурированность информации Трудоемкость организации контактов сопоставима с полевыми процедурами Значительный удельный вес бесполезной информации |
Основное назначение информации: | |
Сбор информации о конкурентах, партнерах, других субъектах, имеющих существенное влияние на бизнес |
Рис. 1.4. Неофициальные источники информации
Специфические источники информации: | |||
• Приобретение товаров конкурентов • Посещение собраний акционеров • Осуществление экскурсий на производство • Другие специфические акции | |||
Достоинства | Недостатки | ||
Относительная доступность Информация характеризует конкретного субъекта (конкурента или потенциального партнера) | Предоставляемая информация может быть неполной и нерелевантной Высокие финансовые затраты Высокая трудоемкость | ||
Основное назначение информации:
| |||
Сбор информации о конкурентах, конкурентных преимуществах их товаров и технологий |
Рис. 1.5. Специфические источники информации
Владелец шоколадной фабрики А. Коркунов отмечал в прессе, что его сотрудники под видом импортеров, ведущих поиск поставщиков, посетили ряд европейских фабрик. Их опыт позволил принять решение об оснащении фабрики. Компания Ford подвергла разборке 50 автомобилей среднего класса, изготовленных конкурентами, пытаясь выяснить преимущества товара конкурента и найти лучшие решения для своего товара.