Повествовательные элементы

КОМПОЗИЦИЯ «ВОЙНЫ И МИРА»

Самое главное, на чем основываются все особенности композиции «Войны и мира», это – единство и непрерывность повествовательного процесса, что вовсе не является постоянной закономерностью в произведениях эпического рода. Несмотря на обилие философских отступлений, единый повествовательный поток служит в «Войне и мире» организующим началом всей композиции.
Толстой в целях раскрытия характера не уводит читателя в лабиринты посторонних главному действию событий и происшествий. Непрерывность сюжетного развития, фабульного потока – основной принцип композиции «Войны и мира». Повествовательная форма скрепляет все эпизоды, цементирует всю композицию.

Основным компонентом «Войны и мира» является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно-тематическое единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т. п. Эпизод ограничен временем и местом– вечер в салоне Шерер – и является четко обозначенным моментом действия. Чаше всего он включает в себя ряд небольших сцен, например: Пьер и князь Андрей (первый диалог); Пьер, князь Андрей и Лиза; Пьер и князь Андрей (второй диалог). Эти три сцены образуют один эпизод, представляющий собой экспозицию главных героев. Эпизод состоит из одной или нескольких глав.

Сценические эпизоды в их последовательности образуют повествовательный поток, составляют его главное содержание, а между ними располагаются прочие компоненты – повествования/описания и рассуждения, как элементы второстепенные.

Элементами сценического построения эпизода, как видно из предыдущего, являются сценическая реплика и ремарка. Реплика благодаря присущей ей развернутой форме прямой речи полностью соответствует реплике драматического жанра. Однако не следует думать, что это всегда именно так и иначе быть не может. Диалоги у Гончарова, например, имеют не сценическую, а бытописательную функцию, их содержание и структура определяются не фабульным движением, не развитием действия, а статикой изображаемых явлений – быта, характеров и т. п., – почему они нередко приводятся в обобщенной форме как образцы типических разговоров *. В «Войне и мире» диалог всегда подчинен действию, отражает процесс, внешний или внутренний, и потому является элементом сцены.




ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

С композиционной точки зрения повествовательные элементы «Войны и мира» следующие:

1. Развернутая ремарка, разрастающаяся в более или менее самостоятельный повествовательный фрагмент.
2. Немая сцена.
3. Обозрение событий и фактов между эпизодами или сценами. Повествовательные зачины.
4. Повествовательные характеристики и психологическое повествование.
5. Повествование, замещающее сцену, в частности–историческое повествование.

Повествовательные фрагменты романа определенным образом подразделяются и по жанровому признаку. В «Войне и мире» часто встречаются:
1. Художественное повествование, прежде всего – повествование романическое, а также его разновидности–художественно-психологическое и художественно-историческое.
2. Эпистолярный и дневниковый жанр.
3. Научно-историческое повествование.

 

СОН В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"

Сон, неоднократно демонстрируемый в «Войне и мире», является, как и у Пушкина, не разновидностью занимательной фабулы, а формой раскрытия второго психического плана. Коллизии внутренней психической борьбы толстовских героев в каждом новом случае показываются по-новому. Но что в них общего и что придает поразительную глубину роману – это разнообразие и конкретность жизненных ситуаций, определяющих характер переживания, острота противоречий между сознательным и подсознательным планом, контраст между положительными, благородными и отрицательными, низменными побуждениями, напряженность внутренней борьбы, сопровождающей столкновение этих двух планов.

 

ВИДЫ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"

В «Войне и мире» встречаются следующие разновидности отступлений:

1. Историческая справка, вызванная введением в сюжет исторического повествования. Иногда такая историческая справка является обзором событий, не охваченных повествованием.

2. Аргументированная философская или философско-историческая критика, раскрывающая идею автора, – наиболее распространенная разновидность отступлений в «Войне и мире». Такое отступление иногда бывает сжато до размеров небольшого замечания, идейно связанного с другими отступлениями, иногда перерастает в философский трактат.

3. Философские, философско-исторические и критические суждения, изложенные от лица героя, но часто служащие продолжением и развитием других отступлений, внесенных в текст от лица автора.

4. Философские рассуждения автора, вырастающие из сюжета, композиционно не отделенные от эпизода, когда рассказ о явлении постепенно превращается в рассуждениео нем. Иногда отдельные рассуждения такого рода исходят из одних идейных соображений и имеют в своей основе сходную структуру. Таковы суждения о Пфуле и докторе, о Наполеоне и Ростопчине и др.

Говоря о связи отступлений с художественной основой «Войны и мира», необходимо помнить и то, что в этой книге особенности образного мышления глубоко проникают самую ткань теоретических рассуждений. Толстой – философ и публицист– оставался по своему методу и темпераменту художником, так же как Толстой-художник всегда был мыслителем.

Повторяя сказанное, следует подчеркнуть, что Толстой в отступлениях «Войны и мира» не выпадает из русской литературной традиции и не нарушает основных принципов художественного построения, а, следуя традиции пушкинской школы, новаторски развивает ее. Однако он делает с точки зрения литературного развития огромный шаг вперед. Все его отступления объединены единством замысла и идейно связаны с сюжетом. Они постепенно развивают ряд идей, служащих разработкой центральной идеи.

Толстовские отступления еще и потому имеют большой удельный вес в произведении, что все они в целом представляют собой единую систему. В то время как в произведениях других писателей каждое отступление связано с одним из этапов в развитии сюжета и не связано по своему содержанию с другими отступлениями, отступления у Толстого образуют собой единую философскую линию эпопеи.
Вся система философско-исторических отступлений в «Войне и мире» имеет кульминационную точку, в которой, как в фокусе, собраны все нити, ведущие от других отступлений, и которая смыкается с центральным эпизодом сюжетного развития. Последующие отступления служат целям разработки основного идейного комплекса, раскрытого в кульминационной точке.

Отступления «Войны и мира» примыкают, главным образом, к эпопейному ряду. Они отсутствуют в первой части романа и достигают наибольшего разнообразия в третьем томе.

Отступления в «Войне и мире» в одних случаях резко отделены от сюжета, а в других так спаяны с ним, что грань между смежными частями текста установить невозможно. В композиционном отношении они представляют собой несколько разновидностей, причем интересен случай, когда отступление дается как размышление героя. Некоторые формы отступлений «Войны и мира» утверждаются впоследствии в «Анне Карениной».

 

ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА "ВОЙНА И МИР"

Особенность «Войны и мира» состоит прежде всего в том, что в этом произведении, как оно сложилось окончательно в результате почти непрерывной семилетней работы над ним, трудно выделить преобладающую частную тему. Его предметом является вся русская жизнь эпохи наполеоновских войн. Эта особенность, так поразившая первых читателей «Войны и мира», и была главной причиной того, что некоторые современники стали называть «Войну и мир» эпопеей. Широчайший охват повествования, отражающего жизнь целой нации – ее внутренний уклад, многочисленные социальные слои и прослойки, обнимающего собой исторические судьбы народа и государства, факты внешней и внутренней политики, – это и есть основной критерий эпопеи.

Поэтому определить тему «Войны и мира» одним положением можно лишь формально, без учета специфики этого произведения. Если понимать вопрос конкретно, «Война и мир» не имеет одной частной темы: «Война и мир» имеет тематику, то есть систему тем, вопросов, предметов изображения, причем систему настолько стройную и законченную, в которой так органически переплетены все звенья, что каждая попытка разобрать ее не может не казаться искусственной.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: