Цель и задачи обучения плаванию
Цель, стоящая перед курсом обучения, определяет направление работы: массовое обучение плаванию как жизненно необходимому навыку; дальнейшее совершенствование в спортивном плавании для формирования спортивного резерва сборных команд по плаванию.
Обучение плаванию представляет собой организованный процесс задачами которого являются:
1. Содействие всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию организма занимающихся.
2. Обучение занимающихся теоретическим основам техники спортивного плавания и методике ее изучения и дальнейшего совершенствования. Эта задача решается путем проведения лекций и индивидуальных бесед; демонстраций учебно-спортивных видеофильмов, фотографий, кинограмм, интернет- ресурсов и других наглядных пособий; обзоров и анализов индивидуальных особенностей техники плавания и методики тренировки сильнейших пловцов; объяснений причин возникновения индивидуальных ошибок в технике плавания и методов их устранения; самостоятельного изучения занимающимися специальной литературы по спортивному плаванию.
3. Формирование плавательных навыков. Привитие и дальнейшее совершенствование правильных плавательных навыков и умений в процессе практических занятий. Эта задача решается путем многократного повторения специальных упражнений на суше и в воде и постоянного совершенствования техники плавательных движений под руководством тренера.
4. Выявление склонностей и способностей занимающихся к той или иной разновидности спортивного плавания на основе разносторонней плавательной подготовки в процессе изучения и совершенствования техники всех способов плавания.
5. Создание необходимых предпосылок для дальнейшего успешного спортивного совершенствования занимающихся в избранной ими разновидности спортивного плавания. Решению этой задачи содействует весь педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья и закаливание организма, на повышение уровня всестороннего физического развития и общей работоспособности, на овладение необходимыми знаниями и основами спортивной техники плавания, на воспитание моральных и волевых качеств занимающихся.
6. Систематическое повышение уровня спортивного мастерства в избранной разновидности спортивного плавания в целях достижения высших спортивных результатов. Данная задача решается с помощью передовых методов спортивной тренировки в процессе планомерной, многолетней тренировочной работы, направленной на систематическое повышение уровня общей и специальной физической подготовки, на овладение высотами современной техники и тактики, на воспитание моральных и волевых качеств пловцов. Успешно решить поставленные задачи можно лишь в условиях хорошо организованного педагогического процесса, осуществляемого на основе общих положений советской системы физического воспитания.
Всестороннее физическое развитие является основой для дальнейшей узкой спортивной специализации, позволяющей достигнуть высокого уровня спортивного мастерства в избранной разновидности плавания. Преподаватели и тренеры должны, помимо плавательных средств, широко и регулярно использовать различные упражнения из других видов спорта, чтобы создать занимающимся прочную базу для их будущей узкой спортивной специализации.
Наряду с этим в процессе занятий плаванием и общей физической подготовкой необходимо прививать занимающимся разнообразные прикладные навыки и умения, позволяющие им быстро приспособиться к различным действиям в трудовой, оборонной и спортивной деятельности.
Система начального обучения плаванию подчинена методическим закономерностям педагогического (учебно-тренировочного) процесса, которые определяются принципами, правилами и методами обучения, особенностями усвоения знаний, освоения навыков выполнения движений, учета особенностей физического развития обучающихся. Как в любом педагогическом процессе в процессе начального обучения плаванию осуществляется педагогическое взаимодействие педагога и занимающегося, которое включает в себя педагогическое влияние, активное восприятие, усвоение, активность занимающегося.