double arrow

И проведению контрольных мероприятий


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями) в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.




Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа «Музыкальный инструмент виолончель» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 14.08.2018 № 282-ОД и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Основные задачи и цель учебного предмета

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на решение нескольких задач:

· воспитание широкого круга художественно образованных любителей музыки;

· подготовка наиболее способных учеников к дальнейшему профессиональному музыкальному образованию;

· создание благоприятной среды для осуществления творческой деятельности учащихся;

· приобщение учеников к духовному и культурному наследию народов мира.



Значительность этих задач требует от каждого педагога овладения достижениями современной методики, высокого профессионализма в работе со всеми учениками, независимо от их природных способностей, мотивации и целей занятий.

За время обучения педагог должен научить юного музыканта:

· самостоятельно грамотно разучивать на инструменте несложные произведения;

· иметь достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа;

· получить навыки чтения нот с листа, анализа музыкальных произведений;

· иметь представление о стиле исполняемых произведений, его авторе, музыкальном направлении;

· получить навыки подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

· приобрести навыки публичных выступлений, как ансамблевых, так и сольных.

 

Особенности организации учебно-воспитательного процесса

       Данная программа предлагает для каждого класса ориентировочные годовые требования, ориентировочный годовой план, количество контрольных уроков и возможные варианты ориентировочных программ академических концертов с учётом учебной программы «Виолончель» (для ДМШ под редакцией Р.Е. Сапожникова, Москва, 1979 г.)

       Введение 8-летнего обучения и «0» класса позволяют наиболее полно раскрыть художественное и техническое развитие юных музыкантов. Появление «0» класса обусловлено желанием заниматься в музыкальной школе детей дошкольного возраста. В целом 8- и 6-летняя продолжительность обучения регламентируется музыкальными способностями, возрастом, рекомендациями преподавателей. Разные возможности учеников, которые обучаются в классе виолончели, учитываются в приведенных примерах экзаменационных программ соответствующих классов.



       Рекомендованные данные требования к контрольным урокам и перечень экзаменационных программ по классам являются ориентировочными и могут варьироваться, исходя из музыкально-исполнительских способностей ученика, уровня его интеллекта, его темперамента, работоспособности и музыкальной памяти.

           

Рекомендации по организации

и проведению контрольных мероприятий

 

Для определения уровня профессионализма ученика и его владения инструментом (использование различных штриховых комбинаций, качество звучания, применение вибрации, развитие беглости пальцев левой руки, соответствие темповым обозначениям в исполняемых произведениях и их соответствия программным требованиям с учётом уровня сложности по классам и качеством звучания исполняемых произведений в целом) необходимо проведение контрольных уроков в виде академического концерта, технического зачёта, для учеников 1 класса – прослушивания в первом полугодии, для учеников выпускных классов – три прослушивания (первое -- в первом полугодии, второе и третье – во втором полугодии) и выпускной экзамен.

       В 0-м (подготовительном) классе обязательным контрольным уроком является итоговый академический концерт, который проводится в мае.

       В1-м классе обязательными контрольными уроками являются:

· прослушивание ученика в декабре (без оценки);

· академический концерт ученика в декабре (с оценкой) (при наличии подготовительного класса);

· открытый академконцерт (без оценки) в феврале-марте (где возможно повторное исполнение произведения из репертуара академконцерта I семестра или ансамблевые произведения, либо 1-2 произведения с учащимися других отделов;

· заключительный академконцерт в апреле-мае.

Во2 – 7 классах (при восьмилетнем обучении) и во 2 – 5 классах (при шестилетнем обучении) обязательными контрольными уроками являются:

· академконцерт – (ноябрь - декабрь);

· техзачёт – (декабрь - январь): с 4 класса –  при восьмилетнем обучении, со 2 класса – при шестилетнем обучении;

· открытый академконцерт (без оценки) – февраль-март;

· заключителдьный академконцерт – апрель-май.

       В 8-м классе (при восьмилетнем обучении) и в 6-м классе (при шестилетнем обучении) обязательными контрольными уроками считаются:

· прослушивание (без оценки)  –  декабрь;

· прослушивание (без оценки)  –  февраль-март;

· прослушивание (без оценки)  –  апрель;

· выпускной экзамен  –  май.

Учащиеся 0 (подготовительного класса), учащиеся, которые зачислены во II полугодии, а также ученики, принимающие участие в конкурсах, фестивалях, по решению преподавателей отдела могут быть освобождены от выступления на академконцертах в I полугодии и открытом академконцерте II полугодия. Выступление на заключительном академконцерте или на выпускном экзамене является обязательным.

На протяжении учебного года каждый ученик должен выступить три раза, кроме учеников 0 (подготовительного) класса, которые выступают только на заключительном академконцерте, и учеников выпускных классов.

Для учащихся, желающих продолжить своё дальнейшее музыкальное образование в высших учебных заведениях, годовой план может быть ориентирован на требования вступительных экзаменов этих учебных заведений. Соответственно с этими требованиями программы выпускных классов могут быть такими:

· одна мажорная или минорная гамма в умеренном темпе по 4-8-12 легато на смычок;

- трезвучие и арпеджио по 3-9 легато;

- штрихи стаккато, спиккато, сотийе, мартле;

- двойные ноты (терции, сексты, октавы в две октавы);

- два этюда в разных видах техники;

· одно произведение крупной формы (I часть или II – III части концерта или сонаты);

· две разножанровые пьесы (кантиленного и виртуозного характера).

Для учащихся, заканчивающих школу по учебному плану со сроком обучения 6 лет, экзаменационную программу для выпускного шестого класса рекомендуется рокомендуется подбирать из примерных экзаменационных программ 8 классов с учётом индивидуальных возможностей ученика.

 

 









Сейчас читают про: