Срок обучения – 8 лет

Общие требования

Класс (подготовительный)

       В работе с начинающими нужно ориентироваться на то, что главной целью преподавателя является создание первичных коренных исполнительских навыков через развитие ладового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, художественного мышления, эмоциональности, артистизма, творческой активности. Урок с начинающими должен содержать элементы прослушивания музыки, упражнения на усвоение элементарных первичных постановочных элементов, ритмично-двигательные упражнения, чтение с листа ритмических рисунков.

       Усвоение первичных исполнительских навыков целесообразно организовать в игровой форме – упражнения на расслабление корпуса, плечевого пояса, на снятие напряжения в ногах. Ознакомление с названиями частей виолончели и смычка.

       Посадка ученика, постановка рук, положение корпуса, положение инструмента. Отработать чёткость падения пальцев на гриф. Усвоение игры на открытых струнах и плавного перехода со струны на струну. Постоянный контроль за свободой аппарата. Формирование слуховых представлений на материале несложных напевов, мелодий.

       Исполнение пьес, состоящих из 1-2 фраз.

       Переводной академический концерт: знание названий струн, игра pizz. (щипком) с открытыми струнами одним пальцем, игра смычком по открытым струнам, переход со струны на струну. Репертуар преподаватель подбирает индивидуально в соответственности с особенностями развития ученика.

 

Примерная программа итогового акдемического концерта:

Б.Доброхотов. Этюд №4.

Н.Бакланова. Песенка.

Н.Бакланова. Мазурка.

 

Примерный репертуарный список:

Инструктивный материал:

А.Борисяк. Школа игры на виолончели. М.Л.

Л.Мардеровский Уроки игры на виолончели. М.

Н.Бакланова. 12 лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М.

Виолончель. Учебный материал для 1-2 класса МШ. Вып.1. К.

Пьесы советских композиторов. Младшие классы МШ. М.

С.Кальянов. Виолончельная техника. М.

Пьесы:

Н.Бакланова. Песенка. Прелюдия. Скерцо. Колыбельная. Романс.

Б.Доброхотов. Этюд. Вальс. Марш. Маленький рассказ.

А.Мельников. Про зайчика. Русская песня. Танец.

Украинские народные песни:

«Ночка тёмная»

«Ой, джигуне, джигуне»

«Летал голубь, летал сизый»

«Ой, лопнул обруч»

«Заиграй, моя волынка»

А.Лядов. «Я с комариком танцевала»

Т.Захарьина. «Яблочко». Маленький вальс. Мелодия.

Русские народные песни:

«Ходит зайка по садочку»

«На зелёном лугу»

«Не летай, соловей»

«Там за речкой, там за перевалом»

«Во поле берёза стояла»

М.Глинка. «Ты, соловейка, утихни»

В.Калинников. «Тень-тень»

Ц.Кюи. «Весенняя песенка»

Н.Римский-Корсаков. «Проводы зимы»

Д.Кабалевский. «Ночью на речке»

Н.Мясковский. «Беззаботная песня»

А.Александров. Песенка.

Ж.Люлли. Песенка.

Й.Гайдн. Анданте.

Ф.Шуберт. Колыбельная.

М.Старокадомский. Лёгкая песня.

Примерная программа академического концерта:

 

1. Л.Левидова. Этюд Ре мажор №16

 И.Гайдн. Отрывок мз симфонии. «Веснянка»

2. Р.Сапожников. Этюд 45.

  М.Глинка. Песня. Не щебечи, соловейка.

Н.Бакланова. Романс.

3. Р.Сапожников. Этюд 56.

«Хороводная». Русская народная песня.

Армянский народный танец.

 

Класс

       Работа над постановкой, организацией целесообразных игровых движений.

       Нотная грамота, чтение нот в басовом ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Изучение в первой позиции в узком расположении пальцев (первое полугодие) и в широком расположении пальцев (второе полугодие).

       Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: detashe целым смычком и его частями, легато по две и четыре ноты на смычок, комбинированные штрихи, переходы со струны на струну.

       Качество звучания, интонация, ритм. Простейшие упражнении для левой руки.

       Гаммы и трезвучия в наиболее удобных тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.

       В конце первого полугодия возможны изучение IV позиции, выработка начальных навыков переходов (смены позиций).

       Соединение движений смычка в его разных частях. Координация движений рук. Работа над гибкостью и свободой движений пальцев левой руки. Постоянный контроль за ослаблением аппарата. Аппликатурные обозначения. Динамичные, темповые, штриховые обозначения и их исполнение на виолончели. Работа над качеством звука и интонацией. Чтение с листа нот на открытых струнах первичных ритмичных рисунков. Исполнение мелодий в диапазоне терции.

       Ознакомление с настройкой инструмента.

       В течение учебного года ученик должен проработать 10-15 пьес, 4-10 этюдов, 2-3 однооктавные гаммы, арпеджио в одну октаву, чтение с листа нот. Импровизация (по способностям ученика). При переходе на 2-й год обучения исполняются этюд и 2 пьесы.

 

Примерный репертуарный список:

Инструктивный материал:

 

С.Кальянов. Виолончельная техника. М, 1968г.

Л. Мардеровский. Гаммы и арпеджио. М, 1960г.

Р. Сапожников. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений). М., 1963г.

Н. Бакланова. Методические упражнения в соединении позиций (для виолончели в сопровождении ф-но). М., 1955г.

А. Борисяк. Школа игры на виолончели. М. Л., 1949г.

 С. Кальянов. Избранные этюды для виолончели

С. Ли. 40 лёгких этюдов (на первой позиции). Краков, 1965г.

Р. Сапожников. Этюды для начинающих виолончелистов. М. Л., 1949г.      

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г.  

Л. Мардеровский. Уроки игры на виолончели. М., 1962г.

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 1

Пьесы:

Н. Бакланова. 12 лёгких пьес для виолончели и ф-но. М., 1948г.       

Б. Доброхотов. Сборник лёгких пьес для виолончели. М., 1946г.

Ю. Крейн. Пьесы для виолончели. М., 1961г.

Сборник пьес для виолончели и ф-но (на первых семи позициях)

Пьесы советских композиторов. Младшие классы МШ. М., 1968г.

Виолончель. Учебный материал для 1-2 класса МШ. Вып.1. К., 1968г.

Н.Бакланова. Песенка. Прелюдия. Скерцо. Колыбельная. Романс

Б.Доброхотов. Этюд. Вальс. Марш. Маленький рассказ.

А. Мельников. Про зайчика. Русская песня. Танец.

Украинские народные песни:

«Ночка тёмная»

«Ой джигуне, джигуне»

«Летал голубь, летал сизый»

«Ой, лопнул обруч»

«Заиграй, моя волынка»

А.Лядов. «Я с комариком танцевала.»

В.Ребиков. «Воробушек»

П. Чайковский. «Зелен мой ты, виноград»

Т. Захарьина. «Яблочко». Маленький вальс. Мелодия.

Русские народные песни:

«Ходит зайка по садочку»

«На зелёном лугу»

«Не летай, соловей»

«Там за речкой, там за перевалом»

«Во поле берёза стояла»

М.Глинка. «Ты, соловейка, утихни»

В.Калинников. «Тень-тень»

Ц.Кюи. «Весенняя песенка»

Н.Римский-Корсаков. «Проводы зимы»

А.Долуханян. «Песня болгарских школьников»

Д.Кабалевский. «Ночью на речке»

Н.Мясковский. «Беззаботная песня»

А.Александров. Песенка.

Ж.Люлли. Песенка.

Й.Гайдн. Анданте.

Ф.Шуберт. Колыбельная.

М.Старокадомский. Лёгкая песня.

 

Примерная программа академического концерта:

1. Л. Мардеровський. Етюд №93

Рус. нар. песня. «Ходит зайка по садочку»

М. Старокадомский. Лёгкая песня.

2. Р. Сапожников.Этюд №19

В. Калинников. «Тень-тень».

Н. Бакланова. Романс.

Класс

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Повышение требовательности к качеству исполнения штрихов: деташе, легато до 8 нот на смычок и их сочетаний в медленном и более подвижном темпе.

Несимметричные штрихи. Триоли. Пунктирный ритм. Простейшие виды двойных нот (с применением открытых струн), закрепление навыка широкого расположения пальцев на грифе (1-й и 2-й виды), работа над развитием артикуляции пальцев в 1 позиции. Флажолеты. Настройка инструмента.

Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио с применением изучаемых позиций.

Использование специальной аппликатуры при смене позиций.

Развитие начальных навыков чтения нот с листа в присутствии педагога. Подготовка к игре в ансамбле на нетрудном материале.

В течение учебного года проработать с учеником: 5 – 6 двухоктавных мажорных и минорных гамм и трезвучий, 8 – 10 этюдов, 6 – 10 пьес,

Повторение и закрепление материала первых лет обучения. Изучение 4, половинной и 3 позиций. Начальное развитие навыков в изменении позиций. Акценты, мартле в медленном, умеренном темпах. Координация движений и ослабление аппарата. Подготовительные упражнения для изучения вибрато. Продолжение работи над интонацией и умением строить небольшие фразы в художественном произведении. Передача изменения эмоциональных состояний в рамках одного произведения. Подбор на слух популярных пьес.

Чтение с листа мелодий в диапазоне терции. Настройка виолончели.

В течение года ученик проходит 8 - 10 пьес, 8 - 10 этюдов, 3 - 5 двуоктавных гамм с использованием разных штриховых вариантов и арпеджио до 3 знаков в пределах 1 - 4 позиций, чтение с листа.

При переходе на 3-й год обучения исполняются этюд и 2 пьесы.

Примерный репертуарный список:

Гаммы и этюды:

А. Борисяк. Школа игры на виолончели. М. Л., 1949г.

С.Кальянов. Виолончельная техника. М, 1968г.

Л. Мардеровский. Гаммы и арпеджио. М, 1960г.

Р. Сапожников. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений). М., 1963г.

Н. Бакланова. Методические упражнения в соединении позиций (для виолончели в сопровождении ф-но). М., 1955г.

С. Кальянов. Избранные этюды для виолончели

С. Ли. 40 лёгких этюдов (на первой позиции). Краков, 1965г.

Р. Сапожников. Этюды для начинающих виолончелистов. М. Л., 1949г.      

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г.  

Л. Мардеровский. Уроки игры на виолончели. М., 1962г.

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 1

 

Пьесы:

Н. Бакланова. 12 лёгких пьес для виолончели и ф-но. М., 1948г.       

Виолончель. Учебный материал для 1-2 класса МШ. Вып.1. К., 1968г.

Б. Доброхотов. Сборник лёгких пьес для виолончели. М., 1946г.

Ю. Крейн. Пьесы для виолончели. М., 1961г.

Сборник пьес для виолончели и ф-но (на первых семи позициях)

Пьесы советских композиторов. Младшие классы МШ. М., 1968г.

А.Айвазян. Армянский народний танец

А. Александров. «Осень»

А. Алябьев. «Соловей»

А.Аренский. «Баркарола»

И.Бах. Бурре

Л.Бетховен. Песня

Н. Бакланова.Алегретто. Мелодия и вечное движение. Тарантелла.

М. Балакирев. Полька

В.Власов. Танец.

А. Гречанинов. Грустная песенка. «В Сумерках». «Шутка». «Игра»

Ш. Тактакишвили. «Сванская песня». «Цветы». «Песня старого негра».

Ф. Лист. Венгерская тема

М. Раухвегер. Марш

Ф. Шуберт. Менуэт. «Луна». «Утренняя серенада»

Р. Шуман. Новелетта

А. Гедике. Русская песня. Прелюдия

П. Чайковский. «Камаринская». Колыбельная из оперы «Мазепа»

М.Глинка. «Ты, соловейка, утихни»

Ц.Кюи. «Весенняя песенка»

Н. Леонтович. «Ой, пряду»

Н. Лысенко. «Мак»

Б. Лятошинский. «Ой, верба», «Ой, в поле, при дороге»

Л. Ревуцкий. «Паук серый, кучерявый». «Иди, иди дождик»

А.Хачатурян. Андантино

А.Сокальский. Песенка

Я. Степовой. «Ой, ру-ду-ду, ру-ду-ду»

Д. Кабалевский. Галоп. Вальс.

Н. Мясковский. Полевая песня

Д. Шестакович. «Заводная кукла»

К. Стеценко. Колыбельная

Ю. Ищенко. «Счеталочка»

Н.Раков. «Утро»

Л. Моцарт. «Волынка»

И.Козловский. Старинный танец

Программа академического концерта:

1. Ф. Куммер. Этюд № 10

Ф. Шуберт. Утренняя серенада

Л. Бетховен. Песня

2. С.Ли Этюд. №61

М. Глинка. «Ты, соловейка, утихни»

Я. Степовой. «Ой, ру-ду-ду, ру-ду-ду»

Класс

Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, интонацией и ритмом. Изучение более сложных штрихов: деташе, легато до 8 нот на смычок в медленном и более подвижном темпе, комбинированные штрихи, изучение штриха мартле.

Изучение более сложных ритмов. Упражнения для развития беглости пальцев. Подготовительные упражнения к работе над трелью. Подготовительные упражнения к изучению двойных нот. Изучение II, V, VI, VII позиций (большое внимание обратить на изучение II позиции, особенно трудной в широком расположении пальцев). Несложные двойные ноты, аккорды, натуральные флажолеты. Знакомство с теноровым и скрипичным ключом. Подготовка к изучению крупной формы. Чтение с листа лёгких, доступных пьес, навыки самостоятельного разбора несложного материала. Игра в ансамбле. Настройка инструмента.

В течение учебного года проработать с учеником: двухоктавные гаммы и трезвучия до 4-х знаков (минорные до 3-х знаков) в умеренном и более подвижном темпе (с применением различных штриховых вариантов), 6 – 10 этюдов на различные виды техники, 6 –10 пьес, из них 1 – 2 пьесы крупной формы. Пунктирный штрих, комбинированные штрихи. Подготовительные упражнения к штриху стаккато. Работа над позиционными переходами. Подготовительное формирование представления о целостности исполняемого произведения, о соотношении фраз в музыкальном произведении. Подготовительные упражнения для изучения вибрато. Двойные ноты с открытой струной. Несложные 3-звучные аккорды.

Чтение с листа мелодий в диапазоне кварты. Самостельный разбор мелодий (по сложности 1-2 классов).

В течение года ученик проходит 6 – 8 пьес, 8 – 10 этюдов, 3 – 4 гаммы, арпеджио,1 – 2 произведения крупной формы, чтение с листа, импровизация. 

При переходе на 4-й год обучения исполняются 2 пьесы или произведение крупной формы (1 или 2, 3 части концерта, вариации).

Примерный репертуарный список:

Инструктивный материал:

С. Ли. 40 лёгких этюдов (на первой позиции). Краков, 1965г.

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г.  

Р. Сапожников. Этюды для начинающих виолончелистов. М. Л., 1949г.      

Н. Бакланова. Методические упражнения в соединении позиций (для виолончели в сопровождении ф-но). М., 1955г.

С. Кальянов. Избранные этюды для виолончели

Л. Мардеровский. Уроки игры на виолончели. М., 1962г.

Ю. Дотцауэр. Избранные этюды. М.

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 1

 

Пьесы:

 

Б.Барток. «Для детей» для виолончели и ф-но. Б.,1957г.

Б. Доброхотов. Сборник лёгких пьес для виолончели. М., 1946г.

Ю. Крейн. Пьесы для виолончели. М., 1961г.

Сборник пьес для виолончели и ф-но (на первых семи позициях)

Пьесы советских композиторов. Младшие классы МШ. М., 1968г.

Сборник пьес для виолончели и ф-но. (сост. А. Стогорский) вып. 5. М., 1965г.

Э. Аарне. «Размышления»

А.Гречанинов. «Веселун». «Зимний вечер». Вальс

Ю. Крейн. Старинная песенка. Маленькая баллада.

Н. Раков. «Утро». «Сад в цвету». «Идём в поход»

П. Чайковский. «Игра в лошадки». «Марш деревянных солдатиков». «Шарманщик поёт»

М. Балакирев. Полька

Л. Бетховен. Народный танец

А.Власов. Танец. Этюд

А. Гедике. Кантилена. Танец

М. Глинка. Испанская песня. «Ходит ветер»

И. Козловский. Старинный танец

Л. Моцарт. «Волынка». «Песня пастушка»

Р. Шуман. Колыбельная.

Ф. Шуберт. Экосез. «В путь»

А. Гречанинов. Вальс

А. Аренский. Колыбельная.

Н. Римский-Корсаков. Мазурка

А. Даргомыжский. Колыбельная

М. Магомаев. Танец

С.Гаджибеков. Колыбельная

Д. Кабалевский. Галоп. Вальс

Н. Мясковский. Полевая песня

Ю. Щуровский. Прелюд

И. Болдырев. Четыре пьесы

А. Живцов. «В сыром бору стёжка»

К. Стеценко. Колыбельная

Л.Шишенин. «Меж крутых бережков»

А. Бабаджанян. Ария. Танец

Ю. Слонов. Вальс

М. Шнейдерман. Две песни

А.. Варламов. «Красный сарафан»

Л. Вальтер. Румынская народная песня

Д. Аракишвили. Грузинская лезгинка

 

Крупная форма:

 

Г.Гендель. Гавот с вариациями.

И.Иордан. Лёгкие пьесы в форме вариаций.

Б.Ромберг. Соната B-dur, e-moll.

Б.Ромберг. Четвёртая соната. Тв. 38 (трио)

К.Сорокин. Вариации на венгерскую тему.

 

Программа академического концерта:

1. С.Ли. Этюд №12.

 А. Аренский. Колыбельная

Л. Моцарт. «Песня пастушка»

2. Н.Грановский. Этюд №22.

Б. Ромберг. Соната е -moll

Р. Шуман. Колыбельная

 

Класс

Эмоциональное исполнение музикальных произведений. Более высокие требования к качеству звука и виразительности исполнения. Работа над штрихом стаккато.. Подготовительные упражнения к штриху сотийе. Короткое деташе до 16-ти нот на смычок, смешанные, плавные, отрывчатые штрихи, пунктирный штрих.. Подготовительные упражнения к трели. Двойные ноты с открытой струной. Несложные 3-звучные аккорды. Чтение с листа мелодий с импользованием позиций. Анализ музыкальных произведений.

В течение года ученик проходит 6 -- 8 пьес, 8 -- 10 этюдов на разные виды техники 4-5 гамм, арпеджио, двойные ноты 1 –2 произведения крупной формы.  

При переходе на 5-й год обучения исполняются 2 пьесы или произведение крупной формы (1 или 2,3 части концерта, вариации).

       Вибрация. Работа над интонацией, динамикой, ритмом. Дальнейшее развитие штриховой техники.

Закрепление навыков игры в первых четырёх позициях. Изучение высоких позиций V, VI и VII. Развитие беглости пальцев левой руки.

Более основательное изучение двухоктавных гамм и арпеджио с использованием различной аппликатуры, упражнений. Несложные хроматические последовательности. Ознакомление с трехоктавными гаммами и трезвучиями.

       Самостоятельная работа над разбором нового материала. Натуральные флажолеты.

В течение учебного года проработать с учеником: 6—8 гамм (мажорных и минорных) и арпеджио с переходами в позиции; б—8 этюдов на различные виды техники, 6—8 разнохарактерных пьес, 1—2 произведения крупной формы.

 

Примерный репертуарный список:

Инструктивный материал:

С.Кальянов. Виолончельная техника. М, 1968г.

Л. Мардеровский. Гаммы и арпеджио. М, 1960г.

Этюды:

 

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г

Р. Сапожников. Этюды для начинающих виолончелистов. М. Л., 1949г.

Ю. Дотцауэр. Избранные этюды. М.

Д. Кабалевский. Мажорно - минорные этюды, 1962г.

Н.Грабовский. Этюды средней сложности.М., 1958г.

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 2

Я. Кептис. Песни для виолончели и ф-но. Рига. 1953г.

Пьесы:

 

Н. Раков. Пьесы для юных виолончелистов. М., 1964г.

П. Чайковский. 15 пьес из «Детского альбома» (перел. П. Багрянова) М., 1950г.

Пьесы. 3-4 класс ДМШ (ред. С. Асламазяна)

Пьесы. Сборник №1. Первая степень сложности. Сост. А. Борисяк, А. Дзегеленок. М., 1937г.

Г. Гендель. Бурре

А. Гедике. Две миниатюры.

Г. Кирко. Таджикская песня.

Н. Римский-Корсаков. Колыбельная из оперы «Садко».

Л. Моцарт. «Волынка».

Ш. Тактакишвили. Пастораль. Колыбельная.

Н. Раков. «Встреча в лесу». «Игра».        

М. Балакирев. Полька.

Ж. Рамо. Сельский танец.

Н. Раков. «На озере». «Давай поспорим».

А. Бородин. «Мечты».

Й. Гайдн. Менуэт.

Д. Кабалевский. Танец на опушке.

Д.Шестакович. «Грустная песенка». Колыбельная. 

Д. Джангиров. Танец.

М. Иерафиоадзе. Романс.

С. Рустамов. Танец.

М. Давиташвили. Грузинская народная песня.

Г. Тактакишвили. Мелодия. Лирическая песня.

Т. Корнилова. Колыбельная.

Л. Ревуцкий. «Стоит в лесу калина».

А. Мирошников. Прелюдия.

 

Крупная форма:

 

Л. Бетховен. Сонатина G dur.               

Л. Бетховен. Сонатина D moll.      

А. Гедике. Сонатина. Тв. 93.    .          

Г. Голльтерман. Вариации на тему Моцарта.

А. Корелли. Сарабанда и Гавот из сонаты Н moll.

Б. Марчелло. Соната С dur.

Б. Ромберг. Соната С dur. Част. 1.

Ю Щуровский. Вариации.

 

Программа академического концерта:

 

1. Ф.Куммер. Этюд № 4.

Г.Кирко. Таджикская песня.

Н. Римский-Корсаков. Колыбельная из оперы «Садко».

 

2. Д. Кабалевский. Этюд № 17.

 Б. Марчелло. Соната С dur.

Л. Моцарт. «Волынка».

 

3. С.Ли. Этюд № 22.

 Л. Бетховен. Сонатина G dur.   

М. Балакирев. Полька.

 

Класс

            

Развитие самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач.

Закрепление приемов игры в высоких позициях..Двойные ноты в пределах четырёх позиций (терции,сексты). Работа над соединением позиций при игре двойными нотами. Дальнейшая работа над двух- и трёхоктавными гаммами. Изучение хроматической гаммы.

Продолжение работы над развитием музыкального мышления. Передача характера произведения, его образно-эмоциональных сторон. Яркость, относительная завершённость тематического материала, динамизм развития произведения. Деташе, легато (16 нот на смычок). Мартле в разной динамике и темпах. Пунктирный штрих в разных частях смычка. Соединение разнообразных штрихов. Упражнения к штриху сотийе, стаккато, бариолаж. Работа над позициями ставки. Соединения позиций на большие расстояния. Октавные упражнения. Развитие беглости пальцев. Хроматическое движение. Трёх-четырёхзвучные аккорды. Трель целыми, половинчатыми нотами. Чтение с листа произведений по сложности 3-го класса и их самостоятельное изучение.

В течение года ученик проходит 5 – 6 пьес, 7 – 8 этюдов, 5 – 6 гамм, арпеджио в три октавы, двойные ноты, 2 произведения крупной формы, чтение с листа, импровизация, самостоятельно пройти 4 – 5 произведений по сложности 3-го класса.

При переходе на 6-й год обучения исполняются произведение крупной формы (1 или 2,3 части концерта, вариации) и 2 разножанровые произведения малой формы.

 

Примерный репертуарный список:

Гаммы и этюды:

Г.Тактакишвили. Школа для виолончели. 1959г.

С.Ли. Школа игры на виолончели.

С.Кальянов. Виолончельная техника. М, 1968г.

Л. Мардеровский. Гаммы и арпеджио. М, 1960г.

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г

Ю. Дотцауэр. Избранные этюды. М.

Д. Кабалевский. Мажорно - минорные этюды, 1962г.

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 2

Н.Грабовский. Этюды средней сложности. М., 1958г

 

Пьесы:

 

П. Чайковский. 15 пьес из «Детского альбома» (перел. П. Багрянова) М., 1950г.

А.Спендиаров. Полное собрание произведений.

Ш. Тактакишвили. Альбом для детей. Т., 1947г.

А. Спендиаров. «Баркарола»

Ш. Тактакишвили. Песня. Вариации.

Ю. Шапорин. Элегия

А. Аренский. Колыбельная. «Баркарола»

А. Гедике. Скерцо.

А. Айвазян. Армянский танец.

А. Брандуков. Элегия

И. Иордан. Мелодия и скерцо.

С. Монюшко. «Вечер». «Пряха»

К. Сен-Санс. Романс.

А. Бородин. «Мечты».

К. Давыдов. Романс.

П. Чайковский. «Грустная песенка».

Р. Глиэр. «Утро».

Н. Раков. Песня

А. Жубанов. Романс.

М. Люди. Эстонская мелодия.

П. Яковенко. Скерцо.

Н. Платонов. Таджикский танец.

Ю. Ефимов. Прелюдия.

Л. Вальтер. Русская песня.

Б. Смирнов. «Селезень».

К. Эйгес. «Размышления». Русская песня.

 

Крупная форма:

 

Д. Бортнянский. Соната.

Ж. Бреваль. Концертино.

А. Вивальди. Концерт А moll.

Г. Голльтерман. Концерт № 4, 3 часть.

Г. Голльтерман. Концерт № 5, 1,2 части.

Б. Марчелло. Соната G dur.

Б. Марчелло. Соната А moll.

А. Нельк. Концертино.

 

Программа академического концерта:

 

1. Ю. Дотцауэр. Этюд №12.

К. Сен-Санс. Романс.

М. Люди. Эстонская мелодия.

 

2. Л. Мардеровский. Этюд № 16.

Г. Голльтерман. Концерт № 5, 1,2 части.

Н. Платонов. Таджикский танец.

 

3. Л. Мардеровский. Этюд № 83.

А. Вивальди. Концерт А moll.

Р. Глиэр. «Утро».

 

4. Ф.Куммер. Этюд № 29.

Б.Марчелло. Соната Соль мажор.

А.Бородин. Серенада.

5. И.Мерк. Этюд № 29 До-мажор.

Ф.Бенда. Менуэт.

П.Чайковский. Грустная песенка.

М.Букиник. Юмореска.

 

Класс

 

Развите техники левой руки: трели, различные виды соединения позиций, двойные ноты.. Аккорды. Флажолеты (натуральные и искусственные). Закрепление позиции ставки. Изучение 3-хоктавных гамм и трезвучий для более продвинутых учащихся — трезвучия с обращениями, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды. Гаммы в двойных нотах (терции, сексты). Начало изучения октав.

Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром.

В течение учебного года проработать с учеником: 5 – 6 трёхоктавных гамм и трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов с применением различных штрихов.

       Доминантсептаккорд с обращениями рекомендуется изучать с более продвинутыми учащимися. Две гаммы двойными нотами – терциями и секстами в пределах 4-х позиций, 5 –7 этюдов, 4 – 6 пьес, 2 произведения крупной формы.

Интерпретация произведения и её обоснование учеником. Дальнейшее развитие музикально-образного мишления. Совершенствование штрихов деташе, легато (до 16 нот на смычок), мартле (8-мыми, 16-тыми), стаккато спикато, сотийе, стаккато (до 12 звуков на смычок). Соединение плавных, отрывчатых, прыгающих штрихов. Акценты 8-мыми длительностями. Системная работа пальцев с использованием позиций. Соединение позиций на большие расстояния. Трёх-четырёхзвучные аккорды в трёх позициях. Октавные упражнения. Развитие беглости пальцев. Знакомство с искусственными флажолетами. Работа над соединением разных видов двойных нот. Ознакомление с хроматическими гаммами.. Чтение с листа произведений по сложности 4-го класса.

 В течение года ученик проходит 6– 8 пьес, 7 – 8 этюдов, 5 – 6 гамм, арпеджио в три октавы, двойные ноты, 2 произведения крупной формы, чтение с листа, свободная импровизация.

При переходе на 7-й год обучения исполняются произведение крупной формы (1 или 2,3 части концерта, вариации) и 2 разножанровые произведения малой формы.

 

Примерный репертуарный список:

Гаммы и этюды:

С.Кальянов. Виолончельная техника. М, 1968г.

Л. Мардеровский. Гаммы и арпеджио. М, 1960г.

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г

Ю. Дотцауэр. Избранные этюды. М.

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 2

Д. Кабалевский. Мажорно - минорные этюды, 1962г.

Н.Грабовский. Этюды средней сложности.М., 1958г

А.Спендиаров. Полное собрание произведений.

С.Ли. Школа игры на виолончели. М., 1949г.

К.Давыдов. Школа игры на виолончели. Т., 1959г.

Ш. Тактакишвили. Альбом для детей. Т., 1947г.

 

Пьесы:

 

Т. Аветисян. Танец.

И.Бах. Ариозо.

Л. Боккерини. Менуэт.

Г. Гендель. Сарабанда. Ларго.

В. Довженко. Прелюдия.

Ж. Люлли. Сарабанда.

В.Моцарт. Пантомима и Паспье.

П. Нардини. Анданте. Кантабиле.

Г. Персел. Сельский танец.

С.Рахманінов. Романс.

Д.Тартини. Адажио. Кантабиле.

Р. Глиэр. Лист из альбома.

С. Кондратьев. «Родные просторы»

Л. Вальтер. Казахский танец.

Н. Раков. Арабески. Лирический вальс.

А. Спендиаров. Романс.

Ю. Шапорин. Вальс. Элегия.

Д. Шестакович. Романс. Ноктюрн.

А. Даргомижский. Серенада

А.Лядов. Прелюдия.

М Мусоргский. Думка из оперы «Сорочинская ярмарка»

А. Рубинштейн. Мелодия.

Ц. Кюи.Восточная мелодия.

А. Бородин. Серенада.

 

Крупная форма:

 

Б. Антюфеев. Концерт.

И.Х.Бах. Концерт С moll, част. 1.

А. Вивальди. Концерт G dur.

Г. Голльтерман. Концерт № 5, части 2,3.

Б. Ромберг. Концертино d moll.

К. Стамиц. Концерт С dur.

И. Иордан. Концерт.

Л. Бетховен. Вариации на тему Генделя.

Д. Габриэли. Соната № 2 A dur.

Г.Перселл. Соната G moll.

 

Программа академического концерта:

 

1. И. Иордан. Концерт.

И. Бах. Ариозо.

Л. Вальтер. Казахский танец.

 

2. Г. Голльтерман. Концерт № 5, части 2,3

Ц. Кюи.Восточная мелодия.

А. Рубинштейн. Мелодия.

Класс

 

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышлен ия и исполнительских навыков. Развитие пальцевой беглости и штриховой техники. Гаммы в различных штриховых вариантах. Хроматические гаммы. Работа над исполнением гамм октавами. Повторение ранее пройденных гамм. Работа над штрихами.

Первичное понимание стиля. Воплощение учеником стилевых особенностей произведения. Продолжение работы над выученными штрихами: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Смешанные штрихи. Бариолаж (16-тыми). Развитие беглости пальцев. Короткая трель, форшлаги, морденти. Работа над 3-хоктавными гаммами.Соединение разнообразных штрихов. Работа над несколькими видами вибрации. Гаммы двойными нотами. Хроматические движения.

Чтение с листа произведений по сложности 4-5-тых классов. Самостоятельный разбор произведений с осмысленным выбором исполнительских средств в зависимости от стиля произведения.

В течение года ученик проходит 5 – 6 пьес, 6 – 8 этюдов, 5 – 6 гамм, арпеджио в три октавы, двойные ноты, 2 произведения крупной формы, чтение с листа. Для учеников, ориентированных на дальнейшее музыкальное обучение – 2 – 3 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), 2 хроматические гаммы.

При переходе на 8-й год обучения исполняются произведение крупной формы (1 или 2,3 части концерта, вариации) и 2 разножанровые произведения малой формы.

 

Примерный репертуарный список:

Гаммы и этюды:

С.Кальянов. Виолончельная техника. М, 1968г.

Л. Мардеровский. Гаммы и арпеджио. М, 1960г.

М. Ямпольский. Всолончельная техника. М., 1939г.

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г

Ю. Дотцауэр. Избранные этюды. М.

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 2

Д. Кабалевский. Мажорно - минорные этюды, 1962г.

С.Ли. Школа игры на виолончели. М., 1949г.

К.Давыдов. Школа игры на виолончели. Т., 1959г.

Ф.Купере. Концертный репертуар виолончелиста.

Р.Глиэр. Шесть листов из альбома.

Р.Сапожников. Школа игры на виолончели.

Пьесы:

 

Т. Аветисян. Канцонета

И.С. Бах. Ария. Сицилиана.

И.Брамс. Танец.

Г.Гендель. Ларгето. Сицилиана.

А.Глазунов. Две пьесы.

М. Глинка. Ноктюрн

P.Глиэр. Лист из альбома.

А.Гурилёв. Ноктюрн.

М.Ипполитов-Иванов. Романс.

Н.Клерамбо. Диалог.

Ф.Куперен. Пастораль.

Ж. Леклер.Сарабанда. Тамбурин.

О.Леви. Новелета

А.Лядов. Прелюдия.

Ф Мартини. Андантино

С. Рахманинов. Прелюдия.

В.Салманов. Ария.

П.Чайковский. Романс. Ноктюрн.

Ф.Шуберт. Адажио.

А.Александров. Пьесы.

В.Власов. Ария. Старинная французская песня.

А. Глазунов. Арабская мелодия. Испанская серенада.

М. Жербин. Танец. Вокализ.

С.Кондратьев. «Родные просторы»

В. Крюков. Романс.

Л. Вальтер. Узбекская народная песня.

П. Резанов. Танец.

Н. Раков. Интермеццо. Мазурка.

 

Крупная форма:

 

И. С. Бах. Концерт № 1 G dur.

И. X. Бах.Концерт С moll.

А. Вивальди. Концерт G dur.        

A. Вивальди. Концерт А moll.

И. Гайдн. Концерт D dur.

Г. Гендель. Концерт Н moll.

Г. Голльтерман. Концерт № 3.

И. Иордан. Концерт.

Д.Кабалевский. Концерт для виолончели с оркестром.

Р.Лео. Концерт D dur.

М. Монн. Концерт G moll.

Б. Ромберг. Концерт № 2.

К. Стамиц. Концерт С dur.

 

Программа академического концерта:

 

И. С. Бах. Концерт № 1 G dur.

А. Глазунов.Арабская мелодия.

М.Жербин. Танец.

A.Вивальди. Концерт А moll.

P. Глиэр. Лист из альбома.

И.Брамс. Танец.

 

Класс

 

Самостоятельное разучивание учащимися музыкального произведения. Чтение с листа. Подготовка выпускной программы.

Повторение и закрепление наиболее важных разделов курса обучения: изменение позиций, интонация, метроритм, все виды штрихов. Работа над качеством звука, фразировкой, динамикой. Передача характера произведения, его динамизма, интерпретация образов. Дальнейшее усовершенствование музикально-исполнительских навыков.           

Подготовка перспективных учеников к поступлению в музыкальное училище. Выразительное чтение с листа с определением жанровых, стилевых особенностей произведения.

В течение года ученик проходит 5 – 6 пьес, 5 – 6 гамм, арпеджио, 2 произведения крупной формы, чтение с листа. Для перспективних учеников 2 – 3 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), 2 хроматические гаммы.

На выпускном экзамене исполняются произведение крупной формы (1 или 2,3 части концерта, вариации) и 2 разножанровые произведения малой формы.

 

Примерный репертуарный список:

Гаммы и этюды:

С.Кальянов. Виолончельная техника. М, 1968г.

Л. Мардеровский. Гаммы и арпеджио. М, 1960г.

М. Ямпольский. Всолончельная техника. М., 1939г.

Л. Мардеровский. 48 этюдов для виолончели. М. 1956г

Ю. Дотцауэр. Избранные этюды. М

Хрестоматия педагогического материалу для виолончели. Вып. 2

Д. Кабалевский. Мажорно - минорные этюды, 1962г.

С.Ли. Школа игры на виолончели. М., 1949г.

К.Давыдов. Школа игры на виолончели. Т., 1959г.

Р.Сапожников. Школа игры на виолончели.

 

Пьесы:

 

А.Гурилёв. Ноктюрн.

М.Ипполитов-Иванов. Романс.

Н.Клерамбо. Диалог.

Ф.Куперен. Пастораль.

Ж. Леклер.Сарабанда. Тамбурин.

О.Леви. Новелета

А.Лядов. Прелюдия.

Ф Мартини. Андантино

С. Рахманинов. Прелюдия.

В.Салманов. Ария.

П.Чайковский. Романс. Ноктюрн.

Ф.Шуберт. Адажио.

А.Александров. Пьесы.

В.Власов. Ария. Старинная французская песня.

А. Глазунов. Арабская мелодия. Испанская серенада

P.Глиэр. Лист из альбома.

М. Жербин. Танец. Вокализ.

А. Спендиаров. Романс.

Г. Форе. «Жалоба»

С.Чичерина. Ария. Скерцо.

Ю. Шапорин. Вальс.

Д. Шестакович. Романс. Ноктюрн. Адажио.

Ж.Рамо. Менуэт.

Г.Гендель. Ария.

К.Глюк. Мелодия.

С. Кассадо. Серенада.

М. Парадис. Сицилиана.

С. Рахманинов. Вокализ.

П. Чайковский. Ноктюрн. Сентиментальний вальс.

Ф. Шопен. Мазурка.

А.Аренский. Маленькая баллада.

Ц. Кюи. Кантабиле.

С. Рахманинов. Прелюдия

А.Скрябин. Романс.

В.Ребиков. Мазурка.

А. Рубинштейн. Мелодия.

М. Глинка. Мазурка.

С.Прокофьев. Гавот.

П.Чайковский. Романс.

Д. Кабалевский. Прелюдия.

Н. Мясковский. Две пьесы из цикла «Пожелтевшие страницы»

А. Аренский. «Грустная песня»

А Арутюнян. Экспромт.

А. Брандуков. Две песни.

Л. Бетховен. Менуэт

А. Власов. Мелодия.

Б. Власов. Узбекская народная песня и танец.

М. Глинка. Ноктюрн. «Чувства»

P.Глиэр. Вальс.

А. Гедике. Импровизация.

С. Германов. Легенда. Танец.

С. Прокофьев. Адажио из оперы «Золушка»

П. Чайковский. Соло из балета «Спящая красавица», Песня без слов.

Н. Римский-Корсаков. Гимн солнцу из оперы «Золотой петушок»

Ж. Бизе. Менуэт.

Г. Голльтерман. Каприччио.

 

Крупная форма:

 

И. С. Бах. Концерт № 1 G dur.

И. X. Бах. Концерт С moll.

А. Вивальди. Концерт G dur.

A.Вивальди. Концерт А moll.

И. Гайдн. Концерт D dur.

Г. Гендель. Концерт Н moll.

Г. Голльтерман. Концерт № 3

И. Иордан. Концерт.

Д. Кабалевский. Концерт для виолончели зс оркестром.

Р. Лео. Концерт D dur.

М. Монн. Концерт G moll. /

Б. Ромберг. Концерт № 2.

К. Стамиц. Концерт С dur.

Л. Бетховен. Тема с вариациями.

Л. Вандини. Соната F dur.

Г.Гендель. Соната G moll.

А. Корелли. Соната D moll.

А. Корелли. Соната G dur.

Д. Мартини. Соната a moll.

К. Сен-Санс. Аллегро-апассионато.

 

Примерная выпускная программа:

 

1. К. Сен-Санс. Аллегро-апассионато.

П. Чайковский. Сентиментальный вальс.

К. Глюк. Мелодия.

 

2. Л. Бетховен. Тема с вариациями.

С. Прокофьев. Гавот.

П. Чайковский. Романс.

3. И.С.Бах. Концерт № 1 G dur.

  Ж. Бизе. Менуэт.

  П. Чайковский. Соло из балета «Спящая красавица»

  О.Гравитис. Отражения.

 

4. А.Нельк. Этюд № 6 Ля мажор, или Ж.Дютгар. Этюд № 32 ми минор.

  Б.Ромберг. Концерт № 2, ч. I.

  Саммартини. Соната Соль мажор ч. I.

  Е.Светланов. Ария.

 

5.   Ж.Дюпор. Этюд № 34 Ля минор, или Поппе. Этюд № 22 Фа мажор.

   Г.Гольтерман. Концерт № 3, ч. I или II и III чч.

   Саммартини. Соната Соль-мажор II и III чч.

   П.Чайковский. Ноктюрн.

 

       Ориентировочный репертуар содержит перечень инструктивного материала и произведений советских и зарубежных композиторов, с которыми желательно ознакомиться во время учебного процесса. В приведенных отдельно для каждого класса перечнях нотной литературы находятся пьесы для виолончели, которые были использованы при составлении ориентировочного материала. Каждый педагог имеет возможность самостоятельно подобрать гамму, этюд или пьесу с крупной формой из предложенного списка нотной виолончельной литературы или использовать другие, интересующие его издания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: